Возрождение Масурао

Канал Масурао построен во времена, когда город Углегорск назывался Эсутору и был под властью японцев. Протяжённость канала – 8 км, его воды берут начало у истоков ручья Блудного за Ольховкой и впадают в Татарский пролив, южнее устья реки Углегорки. Старожилы уже советского Углегорска помнят, как в 50-х годах по каналу ходили небольшие суда: они доставляли продукцию целлюлозно-бумажного комбината в порт, а обратно везли необходимое для производства сырьё. Затем в Масурао стали сбрасывать технологические воды. Специфический запах химотходов чувствовался далеко за пределами канала, из-за чего со временем он получил в народе второе название – река Тухлянка.

Речушка несколько десятков лет оправдывала обидное имя, данное ей народом. С годами берега и дно Тухлянки превратились в настоящую свалку: помимо химических отходов, они обросли бытовым и строительным мусором, который беспощадно выбрасывали жители. И даже тогда, когда в 2004 году целлюлозно-бумажный комбинат прекратил своё существование, неприятный запах от Масурао продолжал распространяться, только это уже был запах гниения. Прошло 10 лет… За это время вода канала без химических выбросов стала чище, в ней даже появилась рыба.

Однако новая среда способствовала тому, что на дне канала и его берегах стала бурно развиваться растительность. Масурао начал превращаться не только в дурно пахнущее застойное болото, но и в большую проблему для района, поскольку создавал чрезвычайную ситуацию. – Из-за того, что канал заболотился и стал малопроточным, его воды начали подтоплять Ольховку, – сказал глава Углегорского городского поселения А. В. Яковлев.

Масурао приводят в порядок

Четыре года власти поселения и района вплотную занимались решением вопроса по очистке Масурао. Главной задачей было добиться финансирования. Сдвинуть дело с мёртвой точки удалось благодаря финансовой поддержке области. Так, из 32 млн рублей, направленных на очистку канала, только 0,5 %  – из бюджета Углегорского городского поселения, остальные деньги дала область. Сегодня на столе у главы Углегорского поселения А. В. Яковлева лежат проекты и документация, согласно которым уже к весне канал Масурао должен стать сравнительно чистым, а главное – безопасным.

– Возможно, это произойдёт и раньше: подрядчики пообещали закончить работы уже к новогодним праздникам, – говорит Алексей Владимирович. – Задача подрядчика – в некоторых частях канала расширить русло и углубить дно до размеров, указанных в проекте. Уклон канала станет выше у истока (+60 м над уровнем моря) и ниже к месту впадения его в пролив (–1,48 м). После выполнения таких работ вода будет проходить в сторону пролива свободно и перестанет подтапливать дома в Ольховке.

К реализации проекта подрядчики приступили в августе. Бесперебойно работают три экскаватора и четыре грузовые машины, которые вывозят мусор со дна и берегов Масурао на специально отведённое место за пределами Углегорска. По всей протяжённости берега будет выкорчевано более 300 деревьев.

Капитальная очистка Масурао проводится впервые за несколько десятилетий. По идее она должна избавить канал от неэстетичного названия – Тухлянка, но это, вероятно, будет тогда, когда вода перестанет источать зловоние. Случится ли такое?

– Случится, но не сразу, – ответил А. В. Яковлев. – Взбудораженное ковшами экскаваторов дно, которое годами впитывало серную кислоту, ещё некоторое время будет выделять неприятный запах, но, думаю, в течение следующего года всё окончательно выветрится.

На преображённый канал – новые мосты

Пока рабочие ведут очистку канала, в редакцию «Углегорских новостей» поступают жалобы от жителей микрорайона бумзавода. Там ковш экскаватора повредил деревянный пешеходный мост. Людям страшно ходить по перекошенному сооружению. Глава Углегорского поселения пообещал, что коммунальные службы отремонтируют мост в течение двух недель (разговор с А. В. Яковлевым состоялся 11 ноября). Что касается пешеходных мостов через Масурао в принципе, то все они находятся, мягко говоря, в неприглядном состоянии. Какова их судьба в будущем? Алексей Владимирович ответил на этот вопрос вполне оптимистично:

– На стадии завершения находится проект на строительство нового пешеходного моста за рестораном «Чайка». Цена вопроса – порядка 70 млн рублей. Мост планируется построить основательный, на бетонных сваях. К его возведению приступим уже в следующем году. В 2014-м был капитально отремонтирован мост в Ольховке, где деревянные основы заменили железными. В 2016-м постараемся изыскать средства на проект строительства пешеходного моста в районе бумзавода. А вот проект дорожного моста (у третьей котельной) уже готов.

Когда-то этот деревянный мост был с двухсторонним автомобильным движением, позже его сделали односторонним, а потом и вовсе закрыли. По нему сегодня даже пешеходам опасно ходить. Цена вопроса строительства нового моста с двухсторонним движением машин и пешеходными дорожками – 118 млн рублей. Конечно, в бюджете поселения таких денег нет, будем надеяться на поддержку губернатора области, который уже не в первый раз входит в наше положение и помогает решать насущные проблемы финансами из областного бюджета.

Масурао преображается. Но один вопрос мучил меня, когда я прогуливалась по берегу канала от автокомплекса «Ягуар» до микрорайона бумзавода: а смогут ли изменить своё отношение к каналу жители Углегорска? Как бы техника ни старалась полностью очистить от мусора берег, он всё равно вызывает ощущение свалки. Повсюду пластмассовые бутылки, какие-то баки, колёса, железные трубы. На уже очищенных берегах вновь появляются пакеты с мусором. Неужели мы снова позволим превратить канал Масурао в зловонную Тухлянку?..

СНЕЖАННА СОКОЛОВА, фото автора