Росприроднадзор поставил точку в истории с разливом нефтепродуктов на углегорском побережье

Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора, базирующееся во Владивостоке, дало «Углегорским новостям» письменный комментарий по ситуации с нефтеразливом на побережье, которое случилось в конце июня нынешнего года. Полученное нами разъяснение наглядно демонстрирует, насколько неэффективна система реагирования на подобные экологические бедствия.

Напомним, в июне читатели сообщили редакции, что участок пляжа на берегу Татарского пролива — между Орлово и Соболево — залит нефтепродуктами. Маслянистая жидкость с характерным резким запахом была на песке и в воде, а также на оперении нескольких морских птиц. Как и предполагалось в предыдущей публикации на эту тему, виновника разлива так и не нашли. Скорее всего, его даже не искали, по крайней мере, в ответе природоохранного ведомства нет даже намёков на проверку такого рода.

«В период с 10 по 11 июля сотрудниками управления (Росприроднадзора по Сахалинской области. — Прим. ред.) был осуществлён выезд в Углегорский район. На момент проведения проверки нефтесодержащих веществ в морской воде и на побережье обнаружено не было», — говорится в ответе.

Это неудивительно, если учесть, что с момента обнаружения разлива до приезда государственных экологов прошло около двух недель. Согласно информации о погоде за это время в Углегорском районе несколько раз прошёл дождь, однажды даже был ливень. Ветер почти все эти дни был скоростью до 7 км/час, то есть умеренным, образующим на море выраженные волны. А пару дней дул сильный ветер и крупные волны далеко накатывались на берег. Это не считая обычных приливов, быстро убирающих с полосы прибоя практически любые следы человеческой деятельности. Нефтепродукты смыло уже через несколько дней, а загрязнённые мазутом птицы наверняка погибли — они редко выживают после такого происшествия, даже если их оперение отмыть.

Возможно, если бы бюрократическая машина не была такой неповоротливой и специалисты приехали на побережье Татарского пролива не через две недели после обращения «Углегорских новостей», они смогли бы зафиксировать бедствие, отобрать пробы и принять меры. Может быть, даже смогли найти судно, с которого произошёл сброс мазута, —  маршруты всех морских кораблей фиксируются, проверить их труда не составляет.

— По законодательству в подобном случае Росприроднадзор проводит внеплановую выездную проверку. Пока там получили ваше обращение, пока зарегистрировали, передали тому, кто непосредственно будет выполнять проверку, пока выбрали дату, потому что у них есть уже утверждённый график выездов… Мы в своей практике сталкиваемся с тем же самым: выезжают в лучшем случае через неделю. И как правило, на месте уже ничего не находят. Такая система, к сожалению. По административному регламенту деятельности Росприроднадзор может организовать своих инспекторов в рейд намного быстрее. К тому же там должны оперативно реагировать на сообщения, оставленные гражданами по телефону их «горячей линии» (федеральный номер для бесплатных звонков с сайта ведомства: 8-800-550-80-45. — Прим. ред.) Может быть, в этом случае проверка пройдёт быстрее, — рассказала корреспонденту «УН» Наталья Лисицына, юрист «Экологической вахты Сахалина».

Пока же оперативного реагирования на подобные происшествия не происходит, журналистам и другим жителям области остаётся только «незамедлительно сообщать о нарушениях природоохранного законодательства», как просят в своём письме представители Росприроднадзора.

Дмитрий Зелинский

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ