Порт Шахтёрск в этом году продолжает ставить рекорды. Модернизация инфраструктуры, ускорившаяся благодаря инвестициям нового собственника — Восточной горнорудной компании, за последние несколько лет вывела порт в число основных морских ворот острова. Сегодня порт Шахтёрск — не просто главный угольный порт Сахалина, а второй по грузообороту порт области.

Порт, построенный 90 лет назад, ещё во времена Карафуто, на западном побережье Сахалина, десятилетиями выполнял свою единственную функцию — отгрузку угля, добытого в шахтах Углегорского района. Портовая инфраструктура развивалась в зависимости от состояния дел в угольной отрасли. К сожалению, 90-е не прошли бесследно — полтора десятилетия порт переживал трудные времена. По-настоящему переломным стал 2013 год, когда дальнейшим развитием морской гавани занялась Восточная горнорудная компания.

Современный этап жизни порта можно охарактеризовать как стремительный взлёт —
рекорды стали буднями. С 2013-го по плановый 2016 год
порт отгрузит более 10 млн тонн угля. Такой же результат был достигнут за предыдущие 30 лет.

Юрий Гвоздиков, директор морского порта Шахтёрск

Большая навигация в Шахтёрске, когда на рейд под погрузку встают сухогрузы дедвейтом до 80 тыс. тонн, длится с апреля по январь. Но в этом году, рассказывает директор порта Юрий Гвоздиков, ледовая обстановка позволила начать навигацию раньше. Первый 55-тысячник «Саратов» уже в конце марта ушёл с грузом сахалинского угля в Корею. К 27 июня отгружено почти 1,2 млн тонн угля, обработано 27 судов из более чем 100, которые предстоит загрузить, чтобы выполнить задание 2016 года.

— Ещё недавно приход на рейд большого сухогруза был событием, а сейчас посмотрите — их десяток стоит, причём загружаются сразу несколько. И в основном это суда с дедвейтом свыше 55 тыс. тонн, 30-тысячники уже редкость. Погрузка идёт круглые сутки — горы угля на складе тают, как сугробы в марте. Если к апрелю в штабелях скопилось около 1 млн тонн солнцевского угля, то сейчас здесь около 600 тыс. тонн. Скорость погрузки возросла многократно. В июне порт достиг рекорда суточной погрузки — 30 тысяч тонн. Ещё несколько лет назад такого результата достигали за месяц, — говорит Юрий Гвоздиков.

— Что потребовалось сделать для этого?

— В порту работает новая погрузочная машина — она позволяет отгружать до 45 тыс. тонн угля в сутки. Угольный склад оборудован обновлёнными конвейерами. Длина главного — 400 метров, пятый конвейер, 180-метровый, построили своими силами совсем недавно. Они работают как система: с четвёртого конвейера уголь поступает на третий, с него — на второй, далее на первый и затем — на судопогрузочную машину и сухогруз.

— Какие суда входят в портовый флот?

— Самые крупные — теплоходы «Сергей Кузнецов», «Капитан Рынцын» дедвейтом 3300 тонн, сухогрузные теплоходы-площадки проекта DCV52 «Валерий Онищук» и «Андрей Артёменко» дедвейтом 1600 тонн, а также морские буксиры, в том числе ледового класса «Шахтёрск-1» и «Шахтёрск-2».

Загрузка угля на теплоход «Капитан Рынцын» дедвейтом 3300 тонн с помощью новой погрузочной машины

— Собственный флот используется для рейдовой перевалки угля?

— Да, вместо СРП (самоходных рейдовых плашкоутов), которые брали по 100 тонн, сейчас у причала грузятся суда грузоподъёмностью 1600 тонн. То есть это 16 рейсов плашкоутов. Сухогрузы «Кузнецов» и «Рынцын» берут 3300 тонн. В сутки они делают три рейса — вот и считайте… Ещё не так давно 30-тысячники грузили почти месяц, сейчас «Панамаксы» дедвейтом до 70–80 тыс. тонн обрабатываем за несколько дней. Флот у нас отличный, и посмотрите, как мы его содержим — все шкалы видны, ни пятнышка ржавчины, при том что отгрузка угля — довольно грязная работа.

— Как перегружают уголь на рейде?

— С помощью судовых кранов, на которые установлены 14-кубовые грейферы. Они гидравлические и радиоуправляемые, ни к чему не подключаются, просто вешаются на кран. Докер, который управляет этим грейфером, придя на смену, берёт свой пульт и аккумулятор к нему — это его орудие труда… Одновременно, повторюсь, на рейде грузятся до четырёх сухогрузов.

С 2014 года стала круглогодичной и малая навигация — с погрузкой у причалов. Суда типа «река — море» дедвейтом до 6 тыс. тонн, например «Капитан Сосенков», обрабатывались в этом году круглый год.

Кроме того, наш собственный флот — мы это каждый год подтверждаем — подпадает под действие всех международных конвенций. Это значит, что мы можем доставлять уголь в иностранные порты и самостоятельно.

— В какие страны экспортируется сахалинский уголь?

— Основные потребители — Корея и Япония, но география поставок постоянно расширяется, и сейчас компания поставляет уголь в Китай, Малайзию, Таиланд, Вьетнам, на Филиппины, Тайвань и даже в Индию.


Один из старейших работников-докеров Шахтёрска Александр Милехин работает в порту с 1994 года — на его глазах угольный терминал пережил и трудные времена, и модернизацию.

— Александр Николаевич, как сегодня работается в порту?

— Работа хорошая, зарплату выплачивают вовремя. В отпуск идёшь — получаешь отпускные. Всё как положено. Хотя и работаем теперь намного интенсивнее. Теперь за месяц перерабатываем те объёмы угля, которые раньше перерабатывали за год. Мы никогда не думали, что будем за смену столько грузить.


— Сколько человек трудится в порту?

— В 2013 году в штате было 150 человек, сейчас их уже 435, — продолжает Юрий Гвоздиков. — Подавляющее большинство (около 70 %) — местные жители, у всех есть семьи и дети, у некоторых и по шестеро. Представьте, 1400 жизней зависит от порта. Прямо или косвенно с работой в порту связан каждый четвёртый житель Шахтёрска.

— Какие специальности у работников порта?

— Больше всего докеров — 100 с лишним человек. Затем идут моряки (экипаж каждого судна состоит из 10–13 человек), инженерно-технические работники…

— Вакансии есть?

— Есть, но и желающих работать у нас много. Всё-таки зарплата здесь достойная — в среднем даже выше, чем на Солнцевском угольном разрезе. Максимальная зарплата докеров составляет 86 тыс. рублей, средняя — 71 тыс. Вся зарплата белая, нет задолженности по налогам…


Для судоводителя одного из буксиров — «Веги», опытного моряка из Приморья Геннадия Кругленко, шахтёрский порт — новое место работы, хотя на Сахалине он уже работал трижды, в разные годы. Хорошая заработная плата привлекла его и на этот раз. В приморские компании, где платят так же, попасть очень трудно. «Наверное, только по родству», — говорит Геннадий. Задача «Веги» — швартовка, буксировка, оттаскивание от причалов сухогрузов, обслуживание судов на рейде. В команде буксира десять человек, в хорошую погоду моряки работают круглые сутки, сменяя друг друга.


— Есть ли места в экипажах для выпускников морских учебных заведений?

— Нам нужны и новые специалисты, — обнадёживает директор порта. — В Углегорском районе нет учебных заведений, которые готовили бы моряков, поэтому я предложил руководству компании: давайте будем брать на работу кадетов, выпускников мореходных училищ. Это готовые матросы, а чтобы найти работу штурманами, им нужна практика. Пусть поработают у нас — платят здесь хорошо, кто-то получит первый опыт, а кто-то и останется.

— Юрий Фёдорович, какие планы у порта на этот год — будут ли новые рекорды?

— Продолжаются ежегодные работы по дноуглублению, на этот год у нас запланировано вывезти около 46–47 тыс. тонн песка — ещё один рекорд. Есть и будничная работа, например бетонируем причал, меняем то, что не ремонтировалось с советских времён. Порт развивается, мы идём вперёд не семи-,
а десятимильными шагами. Новому рекорду — отгрузить 4,3 млн тонн угля — может помешать только погода.

— А в перспективе? Рекорд этого года не станет последним?

— В будущем порт будет отгружать 10–12 млн тонн угля в год. Для этого планируется продлить причальную стенку до естественных глубин — это позволит обрабатывать балкеры грузоподъёмностью 80–100 тыс. тонн. В дальнейшем, со строительством конвейера от Солнцевского угольного разреза и причала, порт сможет отказаться от
рейдовой погрузки. А конвейер позволит оптимизировать схему перевалки угля — упростить складирование и уменьшить стоимость доставки. Реализация этих планов выведет порт уже на совершенно новый уровень.

Наталья Крапивина
Фото Жанны Артёмовой