Жизнь и судьба Александры Китаевой — это частичка истории не только Углегорского района, но и страны в целом

Жительнице Углегорска Александре Андреевне Китаевой исполнилось 90 лет. Не каждому удаётся встретить столь почтенный юбилей. А если учитывать, сколько пришлось пережить людям того поколения, на чью долю выпали голодные 30-е, военные и послевоенные 40-е и 50-е: сначала — всё для фронта, всё для Победы, потом — всё на восстановление страны и для её процветания (прежде думай о Родине, а потом о себе), нельзя не удивляться, откуда они брали силы, чтобы выстоять и дать жизнь новой поросли?

Но ничто не проходит бесследно. Сильно болеет в последние годы Александра Андреевна. Как ни грустно об этом говорить, но, лёжа под тёплым одеялом, пожилая женщина вряд ли уже осознавала, зачем к ней с подарками и поздравительной открыткой от президента страны пришла Анжелика Куканова — руководитель отделения соцподдержки Углегорска, не вникала в смысл тёплых слов.

Дочь Александры Андреевны, Любовь Порваткина, робко сказала: а стоит ли писать о маме, с которой нет возможности даже поговорить? Я же подумала, что участница трудового фронта Александра Китаева заслуживает того, чтобы о ней вспомнили люди, которые её знали, дружили или жили по соседству. Жизнь и судьба Александры Андреевны — это частичка истории не только Углегорского района, но и страны в целом.

И Любовь Алексеевна со мной согласилась:

— А ведь правда, наша мамочка всегда такой доброй была, сама голод в войну пережила, но с людьми последним куском хлеба делилась, кошек и собак в округе подкармливала.

Жизнь по крупицам
Александра Китаева (в девичестве Шлёпина) родилась в 1927 году в Пензенской области, в деревне Голодяевка. Подходящее название для населённого пункта в годы НЭПа (новая экономическая политика в Советской России в 20-е годы), обременённого непосильными для крестьян налогами. Практически такой же голод здесь был в военное и послевоенное время. Работая от зари до зари на колхозных полях, Александра редко ела досыта. Девушка падала в голодные обмороки, когда в годы Великой Отечественной в зимнюю стужу вместе со сверстниками пробивала тяжёлым колом мёрзлую землю, готовя окопы для предстоящих под Орлом сражений. Но все верили: вот закончится война и жизнь станет намного счастливее, а значит — сытой…

Как только в стране отгремели салюты в честь Великой Победы над фашистской Германией, в Голодяевку вернулся фронтовик Алексей Китаев, который стал супругом и отцом пятерых детей Александры.

— Помню, у папы было много наград, — рассказывает дочь. А поскольку у нас в деревне игрушек совсем не было, лучшими игрушками стали ордена и медали отца…

Но недолго длилось женское счастье Александры Андреевны, в сорок лет она овдовела: оставшись в живых после многочисленных ранений на войне, в 1966 году Алексей Дмитриевич Китаев умер от тяжёлой неизлечимой болезни.

— К этому времени и маме врачи сказали: если хотите сохранить себя для детей, должны перестать работать в колхозе. Мама трудилась дояркой и телятницей и сильно надорвалась, таская тяжёлые фляги с молоком. А как она могла не работать, если младших ребятишек нужно было поднимать? Тогда ответственность за семью взяли на себя старшие братья — Юра и Володя. Они первыми уехали за лучшей долей на Сахалин. Здесь устроились трактористами в совхоз «Краснопольский», а в 1975 году перевезли сюда и нас с мамой.

Земля обетованная
Александре Андреевне нравилось жить в Медвежьем (второе отделение совхоза «Краснопольский»). После родной Голодяевки, где до ближайшего магазина было несколько километров, жизнь в сахалинском селе казалась комфортной и спокойной. Надрываться уже не было необходимости. Дети встали на ноги, обзавелись семьями и уже сами заботились о матери, хотя Александра Андреевна по привычке ещё пыталась то одному, то другому дать денег из своей небольшой пенсии.

— Мама наслаждалась жизнью в Медвежьем, казалось, что только там её душа нашла успокоение, — продолжает делиться воспоминаниями Люба, средняя дочь. — После перенесённых трудностей Сахалин стал для неё землёй обетованной. Совхоз работал, народу много было, жизнь в селе кипела. Она хорошо ладила с людьми, работала в огороде, иногда ходила в кино или на концерт в местный клуб. Ещё она любила угощать соседей своими пирогами, которые у неё очень вкусными получались.

…Так и не вышла больше замуж Александра Андреевна, сохранила верность своему супругу, хотя охотников до её руки и сердца было немало. Большим ударом для матери стала смерть младшего сына — Виктора, с которым она жила вместе, переехав в Углегорск. После этой потери женщина стала сильно болеть. Затем из жизни ушёл старший сын. Сегодня о матери заботятся трое детей — Володя, Люба и Надежда. Александра Андреевна успела вынянчить семерых внуков и попеть им колыбельные песни.

Узнав о нелёгкой судьбе юбилярши, я ещё раз заглянула в её уютную комнату: на чистой постели спала маленькая и хрупкая женщина. Сложно было поверить, что такой была под силу неимоверно тяжёлая работа, за которую она получила медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Но эта женщина выдержала все посланные ей испытания и выполнила свой материнский и человеческий долг сполна.

Я мысленно ласково погладила женщину по седой голове и пожелала видеть в своих снах только те моменты жизни, когда она была счастлива…

Снежанна Соколова
Фото из семейного архива Китаевых