Маски, вакцинация, удалёнка, закрытые ночью рестораны, отказ от заграничных отпусков и «портрет» вируса в виде забавного шарика с рожками прочно вошли в нашу жизнь. Закрытые регионы и целые страны, миллионы заболевших и умерших — COVID-19 стал новой реальностью.
Сахалин, благодаря островному положению, сопротивлялся вирусу дольше других регионов. В марте 2020-го власти сообщили о первом заболевшем — больные прилетели в Южно-Сахалинск московским рейсом. Жёсткие ограничительные меры, напомним, сахалинские власти ввели с 1 апреля. Людей отправили на самоизоляцию, предприятия распустили персонал на удалённый режим работы. Закрыли магазины, кроме продуктовых, хозяйственных и аптек. Всех приезжих отправляли на двухнедельный карантин в обсерваторы. Но закрыться полностью, конечно, не удалось.
Ковидная статистика
В Углегорском районе первый случай заболевания ковидом официально подтвердили 2 июня. Тогда каждый случай был ЧП, событием, жуткой новостью.
Вскоре, однако, коронавирусные диагнозы стали частью статистики — привычной и даже почти не пугающей. До декабря, когда от вызванных вирусом осложнений умерла жительница Углегорска 1967 года рождения. Не прошло и двух недель — ещё одна смерть тоже немолодой и страдающей хроническими болезнями женщины. Похожая ситуация и с третьей жертвой ковида: пожилая жительница с проблемами со здоровьем.
Сейчас в районе на карантине 78 человек, из них 37 — с подтверждённым заболеванием, рассказала и. о. главврача УЦРБ Анна Степанова. Остальные находятся под наблюдением как контактные. Уровень заболеваемости немного снизился, случаи лёгкие, не требующие госпитализации, люди находятся на амбулаторном лечении.
Прививка для жизни
Продолжается и постепенно набирает обороты вакцинация. Показывая личный пример землякам, недавно «Спутником V» привился мэр района Сергей Дорощук. По его словам, никаких побочных эффектов препарат не вызвал. Глава администрации округа призывает всех воспользоваться возможностью оградиться от опасной болезни.
22 января специально для жителей Углегорского района организовали прямую линию с кандидатом медицинских наук, врачом международной клиники «Хадасса Медикал» Игорем Утяшевым. Почти полтора часа московский эксперт отвечал на вопросы углегорцев, развенчивая мифы о вакцине и страхи обывателей. Из главного среди сказанного то, что «Спутник V» не даёт мгновенной защиты. На иммунологический отклик организма нужно время. Это двухкомпонентный препарат с промежутком введения доз в 21 день. Иммунитет к вирусу появится у человека только спустя такой же срок после второй прививки. Так что вакцинированным нужно соблюдать все ограничения и стеречься заразы, пока проба не покажет достаточное количество антител.
К российской вакцине немного противопоказаний, подчеркнул доктор. Для онкобольных и пожилых, а также для много общающихся по работе с людьми прививка настоятельно рекомендована. Чтобы привиться, нужно быть старше 18 лет, не болеть ОРВИ на момент укола или не страдать обострением хронической болезни. Также не вакцинируют беременных и кормящих матерей, потому что учёные пока полностью не уверены в безопасности препарата для младенца.
У науки вообще слишком мало проверенных данных о ковиде, говорит И. Утяшев. Никогда раньше вакцины не выпускали с такой скоростью — полгода до массового использования. Обычный срок для создания и тестирования препарата — 5–7, а лучше 10 лет. Но в условиях взрывного роста заболеваемости и смертности ждать просто некогда.
Впрочем, о «Спутнике V» хорошо отзываются уже даже самые ярые критики. Зарубежные специалисты признали, что у российской вакцины высочайшая эффективность, особенно для пожилых людей, — почти 100 %. При этом до сих пор нет информации о каких-то «побочках» страшнее кратковременного повышения температуры.
Расслабляться рано
Ограничения постепенно уходят в прошлое. Жить взаперти нереально, закрыть предприятия — обрушить экономику. Как ни страшен вирус, надо привыкать жить с ним. Люди возвращаются с удалёнки, давно открыты все магазины, на Новый год увеселительным заведениям дали поработать подольше, а теперь и вовсе ограничения сняли.
На днях губернатор Валерий Лимаренко подписал документ, снимающий ограничения для въезда на территорию Сахалинской области. Закрывающий границу указ № 43 вступил в силу 12 мая. Он содержал перечень категорий граждан, которых ограничительные меры не касаются. Этот список не раз изменяли и дополняли. В июле, например, разрешили приезжать в область организованным группам туристов. В августе пустили людей к прописанным здесь родственникам, а в октябре — чиновников и военных. При этом для допущенных обязательными были подтверждающие «въездную льготу» документы, цифровой пропуск и справка от отсутствии COVID-19.
Третья волна пандемии, которую прогнозируют на весну, может стать самой страшной по числу жертв. Тотальная угроза исчезнет, когда образуется иммунная прослойка минимум в 60 % населения. Сейчас в Углегорском районе привитых всего около 6,5 %. По данным врачей ЦРБ, первый компонент вакцины получили 780 человек, обе дозы препарата — всего 40. Работы у медиков впереди очень много.
Сейчас долг каждого — если не помогать им, то хотя бы не вредить. Надеть маску в магазине, автобусе, почтовом отделении нетрудно. Хоть она и не даст стопроцентной защиты, главная её задача — преградить путь микроскопическим капелькам слюны, которые выделяются при разговоре и дыхании. Именно они — главный источник вируса. Здоровые крепкие люди могут переносить COVID-19, даже не зная этого, и быть смертельной угрозой для окружающих. Особенно для пожилых людей — статистика летальных исходов не оставляет вариантов.
Дмитрий Зелинский
Фото ВГК