Ох уж эти бабушки! И в 80, и в 90 не перестают они удивлять своим оптимизмом, жизнелюбием и стойкостью.
В октябре перешла рубеж «за девяносто» жительница Углегорска Мария Мещерякова. А сколько на её долю выпало трудностей: голод, война, потеря близких!.. Всё пережила, всё вынесла. И сегодня смотрит вперёд, радуясь правнукам.
В тёплой уютной квартире Мария Фёдоровна живёт с дочерью Людмилой. В разные годы вместе проводили в последний путь многих дорогих сердцу людей. Сегодня только и остаётся, что поддерживать друг друга, вместе вести домашнее хозяйство, предаваться воспоминаниям и время от времени принимать гостей.
Вот и недавно Мария Фёдоровна напекла пирогов, пышных и ладных, на случай если кто-нибудь придёт в гости: «Не дело сидеть сложа руки, пока вмоготу!»
Родилась Мария в Саратовской области, недалеко от города Балаково. Окончила лишь четыре класса, а потом пошла работать в колхоз — война началась. О той поре рассказывает интересно, громко, ссылаясь на то, что сама недослышит:
— В колхозе поля были большими, урожаями наша земля славилась. В военные годы остались в работниках только старые да малые. Весной сеяли, к осени убирали, жали пшеницу, в снопы вязали, молотили. Зерно веяли на токах, сушили и возили в склады за много километров. Лошадей не было, вместо них — быки и верблюды.
Была я худенькой девчонкой. И как-то раз выехали с зерном на верблюдах. Почему-то нам, детям, дали молодых да боязливых животных. А старшие запрягли бывалых верблюдов. Я накрутила на руку верёвку, которая служила вожжами. И тут — машина! Верблюд вздрогнул и резко поднял шею… Не знаю, как удалось отцепить руку, но я оказалась в придорожном арыке. Шофёр той машины очень ругался, после чего нас пересадили на старых животных.
Зерно доставляли в Пугачёв, склад размещался в разрушенной церкви. Тяжеленные мешки наверх таскали по трапам. Со временем колхозных верблюдов сменила техника, появился элеватор, работать стало легче.
После войны трудилась штурвальным на комбайне. Затем окончила школу счетоводов и завербовалась на Сахалин. Попала на рыбозаготовку в рабочий посёлок Правда. Прежде зерно возила, а теперь — рыбу на комбинат. Когда путина закончилась, нас привезли в Орлово и поселили в общежитиях. Работала в цеху, где на станках разрезали рыбу, укладывали в банки, закатывали и стерилизовали в автоклаве.
Дальнейшая моя деятельность связана с учётом. Считала, сколько времени люди работали, сколько продукции сдавали. Радовалась, когда перевыполняли план. И вот тогда-то впервые в жизни столкнулась с чиновничьим беспределом. Как-то с гордостью за ребят сдала я главному счетоводу отчёт о трудовых успехах коллектива. И каково же было моё удивление, когда на меня обрушились рабочие: «Почему занижены цифры?!» Оказалось, начальник не поверил в хорошую работу подчинённых и намеренно снизил показатели. Всю жизнь ценила правду, справедливость. А тут такое!
Эх, где только я не работала: и дрова случалось заготавливать, и официанткой, и буфетчицей была. Трудилась в магазине, в пекарне рыболовецкого кооператива. Тогда меня наградили грамотой, сфотографировали и поместили на Доску почёта. А сейчас-то чего фотографировать? Ни молодости, ни вида. Одни морщины!
На Сахалине наша героиня обрела свою судьбу, вышла замуж, родила детей. Дочь Людмила окончила школу в Орлово, сын Владимир — в Поречье.
Некоторое время семья жила на материке, в Балаково. В Саратовской области и сейчас живут свои — брат и сестра с детьми и внуками.
Так получилось, что в 90-е Мария Фёдоровна осталась одна, вернулась на Сахалин, уже в Углегорск, где и поселилась в семье дочери. Добрые отношения сложились с зятем Евгением. Вместе отгадывали кроссворды, домовничали, когда Людмила задерживалась на работе. Вместе переживали потери… Однажды не стало Евгения. Плохая весть пришла и из Балаково, где пострадал от чёрных риэлторов и пропал без вести сын.
Вот так и живут теперь связанные неразрывными кровными узами и болью потерь мать и дочь. Ждут звонков из Балаково и самых дорогих гостей — внучат с Камчатки.
А дома тепло и уютно. На кухне кипит чайник, на столе — праздничный торт. Мария Фёдоровна, глава семьи, с радостью принимает поздравления от официальных гостей, изучает письмо от президента. На глазах Людмилы едва заметны слёзы. Но это слёзы радости за дорогую маму.
Вера Арляпова
Фото автора