Кто виноват в загрязнении воды в Углегорске и Ольховке? И что делать будем?

Утром понедельника, 13 марта, на редакционный WhatsApp как из рога изобилия посыпались снимки грязной жижи, которая ни с того ни с сего потекла из кранов местных жителей.

Тревожные сигналы о серьёзных проблемах с качеством питьевой воды в райцентре и близлежащем селе Ольховка поступали и на пульт Единой диспетчерской службы Углегорского района — первые звонки здесь были зафиксированы около 07:00. Людей волновал один-единственный вопрос: «Что случилось?» Чёткого понимания, что же в действительности произошло, не было ни у кого — в 10:00 в Углегорске и Ольховке был введён режим ЧС. Все детские сады (кроме № 26) в районном центре были закрыты, в школах — сокращена продолжительность уроков.

По городу тут же поползли слухи: один из угольных разрезов снова сбросил в реку Углегорку сточные воды. Других объяснений появлению мути не находилось — по большому счёту в реке, питающей город, ей взяться просто неоткуда. О масштабах катастрофы свидетельствуют и цифры: по словам заместителя главы районной администрации Алексея Яковлева, в понедельник мутность воды в Углегорке составила 440 мг/л (до этого момента «потолок» мутности был зафиксирован во время наводнения в начале 80-х годов — 100 мг/л).

13 марта специально созданная комиссия (в неё вошли представители прокуратуры, Роспотребнадзора, Центра гигиены и эпидемиологии, районной администрации, ГО и ЧС, полиции, ЖКХ и Солнцевского разреза) выехала на два крупных угольных предприятия района, чтобы произвести заборы воды выше и ниже Солнцевского и Никольского разрезов.

Майский — Углегорка — БФС
Слухи слухами, но в любом деле важны только факты. Поэтому, утопая по колено в снегу (дальше было хуже, дальше было по пояс), специалисты комиссии произвели первый забор воды в ручье Майском. Конкретно — ниже того места, где происходит его слияние с обводным каналом, в который сбрасываются сточные воды с Солнцевского разреза. То, что было набрано в прозрачную тару, назвать водой можно с огромной натяжкой — весенняя лужа и то кристальнее.



Для чистоты эксперимента вода была взята и на водозаборе в Никольском — в месте, где ручей Майский ещё автономен и не сливается с обводным каналом. Даже визуально вода здесь оказалась прозрачной. Мутность она приобретала именно там, где два потока — ручей и канал — сливались в один.

Две следующие контрольные точки водозабора — на реке Углегорке, выше и ниже того места, где в неё впадает тот самый ручей Майский. Чтобы произвести забор, пришлось воспользоваться рыбацким буром — лёд на реке ещё слишком крепок.
Контраст сногсшибательный: без всякого лабораторного исследования было прекрасно видно, что выше по течению, до впадения ручья Майского, Углегорка чистая (настолько, что один из участников комиссии не побоялся утолить жажду набранной отсюда водой), ниже — всё та же муть.

Именно эта муть в конечном итоге попадает на БФС (блок фильтровальной станции) — после прохождения процедуры очистки вода отсюда подаётся в дома углегорцев. Правда, справиться с чудовищно грязной жижей в этот понедельник станция не смогла.

…После того как все заборы были произведены, участники комиссии составили соответствующие протоколы, а пробы отправились «по этапу» — на бактериологический и химический анализы. Через отведённое на все эти процедуры время компетентные органы озвучат выводы.

Мы же связались с руководством Солнцевского угольного разреза, чтобы получить объяснения и от них. На предприятии не стали отрицать своей возможной вины в загрязнении Углегорки, но специально созданная комиссия компании уже произвела собственные заборы воды для проведения соответствующих анализов.

Из года в год — одно и то же
Как сообщили редакции в городской прокуратуре, в настоящее время по факту ухудшения питьевой воды в Углегорске и Ольховке проводится прокурорская проверка — с привлечением специалистов территориального отдела Роспотребнадзора и должностных лиц районной администрации.

В свою очередь мы обратим внимание читателей на ещё один момент, который — всё для той же чистоты эксперимента — не следует упускать из виду. Помните о трёх волшебных буквах, которые упоминались выше, — БФС?

Вода в понедельник действительно была грязной — это факт, и от него никуда не деться. Подобная проблема (и местные жители знают о ней не понаслышке) в последние годы возникает периодически: каждую весну мутная жижа отравляет районный центр и близлежащую Ольховку, а до недавнего времени — и село Никольское. В своих публикациях «Углегорские новости» обращали на эту проблему внимание неоднократно. Да что там обращали внимание — звонили во все колокола.

Если в том, что случилось 13 марта, действительно виноват Солнцевский угольный разрез, то в соответствии с буквой закона предприятие должно понести наказание — подобные прецеденты уже имели место быть. Но люди, которые живут в Ольховке и Углегорске, в первую очередь жаждут не возмездия, а безопасной и чистой питьевой воды, без которой полноценная жизнь человека просто немыслима. И немаловажную роль в реализации права любого из нас на чистую воду играет также и водоочистная станция, необходимость замены которой назрела уже давно.

► Вот, например, 2013 год. В № 20 «УН» от 13 марта читаем:

«Существующий блок фильтровальной станции (в Углегорске. — Прим. ред.), спроектированный и построенный ещё в начале 70-х годов прошлого века, не только не отвечает сегодня современным требованиям, но и не обеспечивает круглогодично и в полной мере жителей Ольховки и Углегорска качественной питьевой водой. Особенно в период таяния снежного покрова, когда в реку Углегорку вместе с талой водой попадает огромное количество отходов жизнедеятельности человека».

И далее, здесь же (прямая речь бывшего главы Углегорского поселения Юрия Чернова):

«К сказанному следует добавить, что работа над проектом (современной водоочистной станции. — Прим. ред.) уже ведётся. В марте мы планируем объявить аукцион на выполнение данных работ, а в сентябре-октябре текущего года открыть и саму станцию, оснащённую самым современным и надёжным оборудованием».

Дождались углегорцы в том году и марта. И опять — двадцать пять (№ 65 «УН» от 16 августа):

«Уже недалёк тот день, когда жители райцентра перестанут опасаться весенних и осенних паводков. Вода в их квартирах будет оставаться чистой круглый год».

Как оказалось, тот день далёк и даже очень.

► Читаем дальше. 2014 год, № 90 «УН» от 12 ноября:

«И вот, по словам главы Углегорского городского поселения А. В. Яковлева, уже через полторы недели будет готов проект новой станции и обеззараживания воды для Углегорска».

И далее, здесь же:

«На новой станции вода будет очищаться и обеззараживаться безопасным (курсив наш. — Прим. ред.) электролизным методом — с помощью обычной соли».

► 2015 год, Юрий Стиплин, начальник территориального отдела Роспотребнадзора, активно даёт комментарии различным электронным СМИ (публикации доступны в интернете по приведённым ссылкам):

«Установленная на реке система грубой отчистки почти не справляется со своей функцией. Анализы воды неуклонно показывают превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ. Несмотря на то, что вспышек инфекций из-за такой воды в районе нет, общая ситуация с заболеваниями здесь выше, чем в среднем по области. Из-за почтенного возраста фильтровальной станции в воду приходится добавлять огромное количество коагулянтов и дезинфицирующих средств — преимущественно алюминий и хлор. А это тоже не может не сказаться на её качестве. По мнению санитарного врача, необходимо строительство современного очистного сооружения. Работающие сейчас фильтры способны задержать лишь крупный мусор и взвесь».

И далее, всё тот же 2015 год:

«По словам начальника территориального отдела Роспотребнадзора Юрия Стиплина, вот уже много лет проблемой из проблем в районе остаётся низкое качество питьевой воды. Живительная влага фактически без очистки поступает в дома углегорцев. Основными источниками загрязнений реки Углегорка служат Солнцевский и Никольский угольные разрезы. Они сбрасывают мутные воды в ручьи… коагулянты с ними не справляются, на водофильтровальную станцию, ввиду её износа, рассчитывать не приходится. В 2014 году не отвечало санитарно-гигиеническим требованиям 13,6 % проб питьевой воды».

Выходит, поговорили — и забыли? Городская станция старая, со своей функцией не справляется, но по-прежнему продолжает работу — из-за полного отсутствия альтернатив. К этой теме мы ещё, конечно же, вернёмся.

А пока… «Углегорским новостям» стало известно, что до 1 июля 2017 года на Солнцевском угольном разрезе будет установлена и запущена новая современная водоочистная станция. Больше года велась работа по проектированию и строительству станции, стоимость которой превышает 70 млн рублей. Со слов руководства разреза, основное технологическое оборудование уже находится в пути. Станцию смонтируют в Шахтёрске, а затем доставят на Солнцевский. По мнению эксперта АО «ДАР/ВОДГЕО» (Москва), доктора химических наук Владимира Селюкова, это поможет значительно снизить техногенную нагрузку на водотоки вблизи Солнцевского разреза.

Только вот улучшит ли это ситуацию с водой без решения другой важнейшей проблемы — строительства новой очистной станции в районном центре? Покажет время.

«Углегорские новости» будут следить за развитием ситуации.

Поскриптум. Режим ЧС в районе был снят ровно через сутки, 14 марта. Вода в Углегорске и Ольховке стала снова чистой уже вечером 13-го.

Алина Голоскок
Фото Алексея Пудовкина