Вынужденное затворничество, или Почему инвалиды годами сидят в замкнутом пространстве квартир?

В Углегорске состоялась видеоконференция с министром социальной защиты Сахалинской области Еленой Касьяновой. Пожалуй, впервые за всю историю подобных встреч с руководителем столь высокого ранга о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья пришёл поговорить человек, который о них знает не понаслышке.

Жительница Углегорска Елена Татлубаева рассказала министру о том, как живётся в нашем городе инвалидам-колясочникам, с какими проблемами сталкиваются люди, которых на сухом официальном языке называют маломобильной группой населения.

Уже 14 лет Елена передвигается на инвалидной коляске. Все эти годы 43-летняя жительница Углегорска на улицу практически не выходит. А те редкие прогулки, что случались, в очередной раз показали: условий для комфортного передвижения людей с ограниченными возможностями, в частности, инвалидов-колясочников, предусмотренных областной госпрограммой «Доступная среда», в нашем райцентре крайне недостаточно.

Но справедливости ради стоит отметить, что за последние годы некоторые подвижки в этом направлении всё-таки произошли. Двор в микрорайоне бумзавода, где проживает Елена, забетонировали. И пешеходную дорожку в сторону рынка тоже привели в порядок. Благодаря этому некоторые инвалиды-колясочники смогли в тёплую погоду при помощи сопровождающих проехать по новому тротуару и увидеть изменения в городе, в том числе преображённый центральный сквер. И это их радует.

Пандус или горка?
Но ведь понятие «доступная среда» для таких людей, как Елена, не может ограничиваться лишь двором и частично отремонтированным тротуаром. Главной проблемой на пути к этому в их жизни было и, к сожалению, остаётся отсутствие непосредственного доступа к объектам инфраструктуры. Здесь некоторые читатели могут возразить, мол, пандусов в Углегорске сегодня достаточно, они установлены при входе в магазины, подъезды домов и медучреждения, есть даже пандус на входе в музей. И с этим не поспоришь. Но не знают люди, которые не имеют ограничений в движении, и даже, возможно, не догадываются: много пандусов в Углегорске — пустышки, сооружения, непригодные для эксплуатации. И об этом Елена Татлубаева рассказала при встрече с министром.

— В конце прошлого года на крыльце подъезда, где я живу, установили пандус. Я надеялась, что перед установкой специалисты выслушают и моё мнение относительно качества сооружения. Этого не случилось. В итоге: на металлическое покрытие прикрепили желоба, в которые колёса инвалидной коляски не попадают. На пандусе нет противоскользящего покрытия. Этим сооружением я так и не смогла ни разу воспользоваться…

Жаль, что в очередной раз, преследуя, казалось бы, благие цели, исполнители сделали работу больше ради отчётности, нежели для удобства инвалидов. И снова — хотели как лучше, а получилось как всегда. К сожалению, именно по такому принципу, похоже, и было установлено около десятка пандусов в Углегорске, которыми сегодня невозможно воспользоваться. А у дома, где живёт Елена Татлубаева, около года основание пандуса не было прикреплено к наклонной поверхности. Недоделку исправили лишь к октябрю этого года, узнав, что Елена собирается озвучить эту проблему на встрече с и. о. главы администрации Углегорского городского округа Сергеем Дорощуком.

Со слов Елены, пандусы в райцентре сегодня приносят радость лишь детворе: для них обледеневшая скользкая поверхность металлических сооружений служит горкой. В итоге бюджетные деньги вместе с надеждой инвалидов-колясочников на облегчение жизни вылетели в трубу.

— Перед тем как начинать строить и принимать пандусы в эксплуатацию, чиновников самих следует усаживать на инвалидные коляски — чтобы понимали задачу, — сказал при встрече с Еленой Татлубаевой в октябре этого года Сергей Дорощук.

Быть ближе к людям
Во время видеоконференции Касьянова внимательно выслушала обращение о необходимости приобретения специализированного автотранспорта, адаптированного для перевозки маломобильных групп населения Углегорского района.

— У нас проживает более 20 колясочников, немало инвалидов, у которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, — рассказала Елена Татлубаева министру. — У многих из них нет возможности попасть на приём к врачам, не говоря уже о духовных потребностях, как, например, посещение культурно-массовых мероприятий. Воспользоваться услугами парикмахера или выехать на море — мечты и вовсе неисполнимые. Не у всех из нас родные имеют личный автотранспорт, многие инвалиды годами сидят в замкнутом пространстве квартир. Поэтому спец-автомобиль с подъёмником нам крайне необходим.

По словам Елены Касьяновой, служба социального такси, предназначенного для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями, в этом году была создана в Поронайске и Холмске, ещё раньше такие услуги стали предоставлять в областном центре.

— К сожалению, не все муниципалитеты обращаются с заявлениями о необходимости развития таких служб на своих территориях, — сказала Касьянова. — И очень хорошо, что вы, Елена Викторовна, об этом сказали. В первом квартале 2018 года в рамках госпрограммы «Доступная среда в Сахалинской области на оды» начнётся распределение средств областной субсидии среди районов. Заверяю вас: спецтранспорт для перевозки людей с ограниченными возможностями, проживающих в Углегорском районе, в следующем году обязательно будет приобретён.

Организация службы соцтакси в нашем районе многим людям из числа маломобильных даст шанс на полноценную жизнь, приблизит доступность, о которой пока говорится лишь на бумаге. А ведь зачастую, чтобы помочь человеку, имеющему ограничения по здоровью, чиновнику нужно просто внимательно его выслушать, вникнуть в суть проблемы, а не прикрываться сухими отписками. Хотя бы потому, что от болезней и бед никто из нас не застрахован.

Снежанна Соколова
Фото автора