В этом году на развитие угольного разреза и порта в Бошняково направят более 1,5 млрд рублей

На Бошняковском угольном разрезе

Сахалин по праву считается угольным островом — только прогнозные ресурсы этого ценного сырья достигают 2 млрд тонн, а более половины из них залегают на глубине до 300 метров. Поэтому, когда в 90-е годы прошлого века началось обрушение социалистической плановой экономики, то одна за одной стали закрываться старые шахты, которые были заложены ещё во времена японского владения югом острова и в царское время, как в Александровск-Сахалинском районе. Не обошла стороной эта участь и одну из старейших шахт — Бошняковскую, где добывался каменный уголь. В 1997 году из забоя вышла последняя смена и в этом селе, где шахта была основным градообразующим предприятием, на короткое время воцарилась безысходность.

Однако именно в то время на Сахалине был взят курс на развитие открытого способа добычи угля. В Бошняково ещё в советское время было разведано несколько перспективных участков, где угли залегали неглубоко. В конце XIX века сподвижник адмирала Геннадия Невельского лейтенант императорского флота Николай Бошняк открыл на западном побережье острова несколько месторождений угля. В 1851 году адмирал отправил его на Сахалин, где офицер пешком и на собаках обследовал остров. Бошняк обнаружил, что местами пласты каменного угля выходят на поверхность, и сделал вывод, что во время навигации возможна его погрузка на корабли. Уже в 1857 году была открыта шахта в Дуэ, и через два года корабли Тихоокеанской эскадры Российского флота получили сахалинский уголь. Сама история дала шанс селу Бошняково выжить в непростых экономических условиях.

В Бошняково месторождение ценного энергетического каменного угля, который стоит в 1,5–2 раза дороже бурого, было открыто уже при японцах, в 20-х годах прошлого века. Из Кореи завезли рабочих, и началась история шахты — её строительство и освоение месторождения. Условия труда были нечеловеческими — каменноугольное месторождение являлось сверхкатегорийным, опасным из-за пыли и внезапных выбросов метана, все пласты имели способность самовозгораться. Позже, учитывая ценность каменного угля для промышленности Японии, владельцы построили узкоколейную железную дорогу протяжённостью около четырёх километров и терминал на берегу — для отгрузки топлива. После возвращения юга острова России шахта получила новое название — Бошняковская. Добыча угля на шахте прекратилась 18 июня 1997 года, когда на ней произошла авария и погибли четыре горняка.

Порт Бошняково

Однако после этого был создан Бошняковский угольный разрез. Шахтёрам пришлось переучиваться на новую методику работы. Карьер открыли в пяти километрах от села, вблизи истока реки Мутной. Поначалу, когда разрез входил в состав ОАО «Сахалинуголь», его проектная мощность составляла 250 тыс. тонн угля в год. Однако всё изменилось, когда у разреза появился новый собственник. В одном из интервью Олег Мисевра, председатель Совета директоров ООО «Восточная горнорудная компания», заявил, что Бошняковский угольный разрез, как и ВГК, и шахта («Ударновская». — Прим. авт.), имеет свой план развития. Согласно ему добыча угля на разрезе будет достигать миллиона тонн в год. Для взятия этой высоты закупается новая техника: экскаваторы, самосвалы Komatsu. Конечно, добытый уголь необходимо реализовывать, поэтому будет модернизирован и Бошняковский порт. Общая сумма вложений в бошняковское направление в этом году составит более 1,5 млрд рублей.

Заметим, что на громадных планах по развитию этого села и угольного предприятия сказывается нехватка трудовых ресурсов. Хотя Бошняково является самым густонаселённым селом в Углегорском районе, а проживает там около 800 человек, но не хватает водителей карьерных самосвалов, экскаваторов и других специалистов. Поэтому в Бошняково вынуждены привлекать стороннюю рабочую силу — из других районов Сахалина, с материка, из стран Центральной Азии, здесь работают люди даже из Вьетнама и Украины. По словам руководства разреза, сегодня на нём трудятся 500 человек и ещё необходимо полсотни специалистов. Заработная плата полностью зависит от выработки — у одних она может едва превышать 40 тыс. рублей, а вот экскаваторщики получают и по 130 тыс. рублей в месяц. Здесь говорят: «Лентяев и пьяниц не держим».

— Собственник разреза чётко исполняет свои обещания. Сказал — сделал. В карьере сегодня работают три мощных японских экскаватора Hitachi-1900, за один раз ковш машины берёт 12 кубометров угля. На перевозке заняты новые карьерные самосвалы Komatsu HD-758 грузоподъёмностью 90 тонн. Согласитесь, что на них должны работать грамотные специалисты, вот поэтому и приглашаем тех, кто уже успел поработать на карьерной технике. Параллельно обучаем местных жителей и по готовности сажаем на новую технику, — рассказал генеральный директор компании «Бошняковский угольный разрез» Владимир Тимошенко.

Порт Бошняково

Между тем не каждый район или предприятие Сахалина может похвастать своими экспортными возможностями и налаженными связями с иностранными партнёрами. Каменный уголь, добываемый в Бошняково, относится к классу D — одному из самых востребованных в промышленности стран Азиатско-Тихоокеанского региона. С апреля по декабрь длится навигация в районе ответственности порта Шахтёрск, а Бошняковский угольный терминал в силу географического расположения относится к нему как портовый пункт. В течение 8–9 месяцев на рейде Бошняково стоят под погрузкой сухогрузы, которые везут уголь в Японию, Корею и Китай. Практически всё добытое ценное сырьё продаётся на экспорт. Ветераны угольной отрасли рассказывали, что в Японии спрос на сахалинский уголь обоснован ещё и тем, что по технологии углеводороды именно этой марки, добывавшиеся во времена Карафуто, подходят для предприятий этой страны. Видимо, это преемственность традиций и технологий.

— Сейчас под погрузкой на рейде стоит сухогруз дедвейтом 55 тыс. тонн, и уголь на него транспортируют четырьмя самоходными плашкоутами, каждый из них берёт по 120 тонн. Вот и посчитайте — погрузка займёт неделю. Суда поменьше грузим за 4–5 суток. Так что планы по развитию Бошняковского угольного терминала есть, — рассказал технический директор предприятия Александр Дудин. — Тем более что сегодня карьер работает на двух перспективных участках, где разведано запасов угля на 2 и 5 млн тонн и за первое полугодие добыто пока 260 тыс. тонн угля. Некоторые сбои были вызваны техническими проблемами в карьере. Особенность добычи угля на Сахалине в том, что здесь в основном добывают его не классическим открытым способом — месторождения располагаются в сопках Западно-Сахалинских гор.

— Приходится работать именно на сопках, например, верхний уступ, где добывается уголь, находится на высоте 252 метров, а нижний — на 126. Перепад в 100 метров — это и есть глубина карьера, — отметил собеседник. — Работы на двух участках ещё непочатый край, а в случае получения ещё одной лицензии жители Бошняково будут обеспечены работой не только на предстоящие 4–5, но и более чем на 10 лет. Тем более что данные по прогнозным ресурсам месторождений Углегорского района ещё неокончательные — надо проводить дополнительную горную разведку.

Заметим, по мнению учёных, запасы энергетических углей на Сахалине разведаны не полностью: по оптимистичным прогнозам, их хватит ещё на сотни лет. А Бошняково от такой перспективы лишь выигрывает. Ведь пока будет развиваться угольная отрасль в этой местности, будет развиваться и Бошняково.

Пётр Цырендоржиев
Фото автора

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ