«Куда смотрят власти: в расселённом бараке на улице Инженерной, 5 женщина замерзает?!» Такое тревожное сообщение поступило в редакцию УН от одной сердобольной жительницы Углегорска.
— Бабушка проживает одна в полуразрушенном доме, остальные жильцы получили квартиры, — оповестила читательница. — Коммунальщики грозят в скором времени отключить в бараке свет и тепло. Неужели человека замерзать оставят?
Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент УН выехал по указанному адресу. По удручающему виду двухэтажного дома сразу понятно, что жить в нём действительно невозможно. В большей части дома нет оконных рам, канализация не работает. Поэтому странно было увидеть у этой с виду нежилой развалюхи 1924 года постройки единственную живую душу.
Каждый день пенсионерка Надежда Гребцова расчищает снег у своего подъезда:
— Дом дворники давно не обслуживают, сама навожу порядок в подъезде и возле него. Ещё брошенных кошек и собак со всей округи подкармливаю…
Несмотря на то что батареи в двухкомнатной квартире Надежды Михайловны горячие, в помещении очень холодно. Наступающие морозы легко проникают через старые оконные рамы, дырявую кровлю и стены давно пустующих соседних квартир. Зимой женщина ходит в помещении в верхней одежде, ложась спать, надевает ещё и старую дублёнку — иначе замёрзнет. И так единственная жительница аварийного дома живёт уже несколько лет.
— Одни соседи получили квартиры по решению суда и съехали, другие своё ветхое жильё бросили, а мне деваться некуда, близких, которые бы приютили, у меня нет. Согреваюсь как могу: за месяц обогревателем наматываю электричества более чем на 1000 рублей и за коммуналку отдаю почти 1300. А пенсия моя всего-то чуть больше 10 тысяч.
Делясь своей непростой ситуацией, Надежда Михайловна даже расплакалась:
— Кто же знал, что под старость я буду жить в таких нечеловеческих условиях, замерзать как бродяжка. Никому такой доли не желаю. Впереди зима, не знаю, смогу ли её перенести в этот раз…
Из запутанной житейской истории Надежды Михайловны следует, что более 20 лет назад сошлась она с мужчиной и оформила в квартире № 8 постоянную прописку. А когда гражданский муж умер, женщина продолжала исправно платить за электричество и коммунальные услуги, поддерживать жилое помещение в порядке. И только со временем выяснилось, что квартира эта приватизирована и имеет законного владельца, который много лет проживает на материке, а она — так, сбоку припёку, не сегодня завтра её могут отсюда «попросить»…
По утрам — умывание студёной водой из крана. Когда удаётся напроситься к знакомым, чтобы помыться полностью, — это великое счастье. Вместо унитаза — ведро. А недавно Надежда Михайловна сломала ногу. Если бы не помощь социального работника, «хоть помирай одной в холодной квартире пустого дома, никто не спохватится».
— Отработала в УЦРБ медсестрой много лет, а своего жилья под старость, как оказалось, так и не заслужила, — подытожила свою невесёлую жизнь 66-летняя женщина. — Идти мне отсюда некуда…
Конечно, после услышанной истории появилось желание помочь пенсионерке, достучаться до слуг народа, из-за бездействия которых, как думалось, она вынуждена очередную зиму проводить в плену холодных стен. Но потом Надежда Михайловна обмолвилась:
— В администрации мне предлагали квартиру в Шахтёрске, но я туда не хочу…
И это «не хочу» из уст человека, который рискует замёрзнуть, насторожило: такая ли уж безвыходная ситуация, как кажется на первый взгляд?
Как удалось выяснить, дом № 5, в котором проживает Надежда Гребцова, несколько лет назад признали аварийным и для проживания непригодным. При этом расселение большинства жителей этой двухэтажки — только в перспективе, как и соседних домов № 4 и 6 на Инженерной. Счастливыми обладателями новых квартир в этом году стали только собственники и наниматели муниципального жилья домов № 8, 9 и 10 на той же Инженерной. Остальным жильё предоставят по мере его строительства в Углегорске. Но когда это будет?
Тем не менее, по словам первого заместителя главы администрации округа Андрея Серова, муниципалитет решает проблемы с оставшимися претендентами на переселение, которые имеют на руках все необходимые для этого документы. В частности — свидетельство о приватизации либо договор социального найма. У Надежды Михайловны таких бумаг нет. В квартире, где проживает и за которую платит, она, попросту говоря, никто. В любой момент хозяин приватизированного жилья может её выписать в судебном порядке. Правда, пенсионерка уже поставлена в очередь на получение муниципального жилья как малоимущая, но таких очередников в Углегорске сотни.
Что касается якобы отключения от тепла, электроэнергии и водоснабжения аварийных, но пока официально нерасселённых домов 4, 5 и 6 на Инженерной, то этого, конечно, не произойдёт, пока с регистрационного учёта не снимут последнего жителя. Только замерзающей пенсионерке от этого легче не станет.
— В любом случае не оставим человека в беде, — заверил Андрей Серов. — Уже предлагали Надежде Михайловне поселиться в благоустроенной тёплой квартире по договору коммерческого найма в Шахтёрске. Параллельно наши специалисты помогут ей подготовить документы для обращения в суд о предоставлении муниципального жилья.
Что касается обращения в суд, то при встрече с корреспондентом УН Надежда Михайловна то и дело повторяла:
— Из администрации обещали позвонить по поводу документов…
Подготовить судебный иск самостоятельно — для пенсионерки это что-то на уровне космоса, одной ей с этим не справиться. А специалисты администрации, похоже, о своём обещании позвонить и помочь в этом, увы, позабыли.
Успокаивает, что после нашего сигнала и. о. главы администрации Углегорского городского округа Сергей Дорощук взял непростую ситуацию Надежды Гребцовой под личный контроль, пообещав решить проблему с жильём до наступления крепких морозов. Только, как думается, и сама пенсионерка должна для себя решить: рисковать своим здоровьем дальше либо принять предложенную от администрации помощь и переехать в Шахтёрск. До капризов ли, если в квартире, где она сейчас живёт, от холода пар изо рта идёт?!
Будем надеяться, что компромисс всё же будет найден и все предстоящие зимы женщина проведёт в достойных условиях. Редакция УН со своей стороны будет следить за дальнейшей судьбой Надежды Гребцовой.
Снежанна Соколова
Фото автора