Перспективная инвестиция
«Увеличение добычи угля на Солнцевском месторождении: строительство конвейера и реконструкция порта Шахтёрск» — так называется инвестиционный проект, получивший финансовую поддержку со стороны АО «Корпорация развития Сахалинской области». Уже само название говорит о масштабности проекта и его важности для всего региона, пишет газета «Советский Сахалин». Чем заинтересовал этот проект корпорацию? На какой стадии находится его реализация? Какие выгоды для Сахалинской области имеются уже сейчас и появятся в обозримом будущем?
Плюсы для всех
Инициатором проекта выступило ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК), которая является совместным предприятием группы ИСТ и Олега Мисевры. ВГК на Сахалине принадлежит такой мощный угледобывающий актив, как ООО «Солнцевский угольный разрез». Добываемый на нём бурый уголь реализуется в основном на экспорт, что приносит компании 95 % выручки. В 2015 году выручка группы составила 6,5 млрд рублей. Инвестиционный проект реализуется на базе действующего предприятия. Предпроектные исследования проводились силами международных экспертов в одах. Проектом предполагается разработка Солнцевского месторождения энергетических углей в Углегорском районе и создание необходимой транспортной инфраструктуры. Под последней имеется в виду модернизация порта Шахтёрск и строительство 28-километрового магистрального конвейера от месторождения до порта.
Главное, чем интересна эта инициатива корпорации, а значит, и всем островитянам, — увеличение добычи угля. Если в 2016 году группой было добыто и отгружено 4 млн тонн, то по итогам реализации проекта добыча вырастет вдвое! Это дополнительные налоговые отчисления, новые высокотехнологичные рабочие места — в общем, сплошные плюсы. По расчётам, к 2020 году добыча угля увеличится до 8 млн тонн, объём экспорта достигнет 21,2 млрд рублей, дополнительные налоговые поступления — 29,5 млрд рублей (к 2026 году). При этом сохранится градообразующее предприятие и будет создано 350 новых рабочих мест. Эксперты просчитали многие социальные выгоды от воплощения проекта. Помимо того, что сахалинцы получат рабочие места, будут привлечены высококвалифицированные специалисты из разных мест на постоянное место жительства в Сахалинскую область.
Меньше пыли, целее дороги…
Проект масштабный, общая его стоимость составляет более 45 млрд рублей. Корпорация предоставила инвестиции в виде займа в размере до 2,8 млрд рублей сроком на семь лет с предельной ставкой доходности 5 % в год. Проще говоря, финансируется относительно небольшая, но весьма важная и «тяжёлая» часть проекта. В эту часть входят проектирование, приобретение морских судов, обновление парка техники. Очень важным представляется развитие морского порта Шахтёрск. Уже сейчас, при имеющейся инфраструктуре он с трудом справляется с нагрузкой, а ведь она должна возрасти вдвое! Необходимы дноуглубительные и прочие технические работы. Уголь сейчас перевозят автомобильным транспортом, при этом тяжёлая техника окончательно «убивает» дороги в Углегорском районе. Кроме того, угольная пыль разлетается по всей округе. Строительство уникального конвейера решит эти проблемы. Уголь будет транспортироваться своим ходом от месторождения до бункера судна. Пыли не будет, ведь конвейер закрытого типа, к тому же он вентилируемый, то есть нет риска самовоспламенения.
На какой стадии находится проект? Полным ходом ведутся работы по увеличению добычи и отгрузки угля. По линии корпорации выделена почти треть предусмотренного с её стороны финансирования.
Приобретена кое-какая необходимая для горнорудного дела техника. Финансирование осуществляется траншами по мере выполнения ВГК оговоренных условий. По завершении проектных работ предстоит оформить разрешение на строительство, и после этого развернётся стройка.
Будет база — будет и развитие
В корпорации ничуть не сомневаются: инвестпроект важен и для Углегорского района, и для всей области. Строительство конвейера предполагает постоянный уход за ним в дальнейшем. Соответственно, предстоит вдоль него проложить качественную дорогу, которая обеспечит дополнительное сообщение между местом добычи и портом Шахтёрск, появятся другие объекты. Границы порта значительно расширятся, масштабы его инфраструктуры увеличатся вдвое. Сейчас решается вопрос о вхождении порта Шахтёрск в состав свободного порта Владивосток. А это означает предоставление многих льгот и преференций для бизнеса, что станет мощным толчком к развитию. Примером может послужить корсаковский порт, где уже сегодня нет клочка свободной земли — предприниматели реализуют здесь свои проекты. Шахтёрский порт в дальнейшем, при вложении дополнительных инвестиций, вполне может разнообразить свою деятельность, быть не только угольным, а универсальным. В любом случае такое развитие легче осуществить, имея готовую базу.
Корпорация проявляет гибкий подход при работе с разными инициаторами инвестпроектов и может финансировать до 90 % от общей стоимости проекта. Выделенные деньги возвращаются в корпорацию с доходностью и вновь запускаются в оборот — идут на финансирование очерёдной инициативы.
Флажки на карте мира
Каковы перспективы угольной отрасли в современных условиях? Экономисты пришли к выводу, что в результате падения курса рубля по отношению к доллару США сахалинский уголь получил большие дополнительные перспективы. Он конкурирует по своему качеству с австралийским, а Австралия является основным поставщиком для Индии и Китая. Сахалинский уголь более качественный, чем уголь с некоторых месторождений Австралии, при этом дешевле. Японии стало выгоднее приобретать для своих нужд уголь на Сахалине — гораздо короче транспортное плечо, теплоотдача топлива прекрасно подходит для нужд японской металлургии. В Китае собственная добыча угля развита мощно, но при этом калорийность китайского угля гораздо ниже, чем у угля с Солнцевского месторождения на Сахалине. Помимо этого имеется спрос и на внутреннем рынке — сахалинский бурый уголь, в частности, отправляется на Камчатку, причем не по мировым рыночным ценам, а по щадящим, российским.
Стыкуется ли развитие проекта с курсом, взятым Россией на импортозамещение? В корпорации уверены, что именно так дело и обстоит. Консалтинг осуществляют компании, зарегистрированные в России, платящие российские налоги, хотя при этом они выступают под мировым брендом. То же и с поставщиками оборудования. Для строительства единственного в России по протяженности 28-километрового угольного конвейера нет необходимости строить специальный завод, в мире есть уже обкатанные технологии, нужно просто их применить на Сахалине.
Фото из архива редакции