К асфальтовым дорогам, как и ко всему хорошему, люди привыкают быстро. А ведь в прежние годы на нашем острове их почти не было. Ездить приходилось по грунтовым дорогам, к которым больше подходило название «направления». Их щедро подсыпали щебнем, но ямы появлялись вновь и вновь, в дождь и слякоть колёса вязли в грязи, зимой намерзала скользкая наледь.
Сколько миллионов километров по таким дорогам намотал водитель Углегорского пассажирского автотранспортного предприятия № 1 Владимир Блинков — сходу и не подсчитать. Владимир Борисович посвятил этому делу почти полвека трудового стажа. То, что люди — ценнейший из грузов, осознавал, но колдобин не боялся, проявляя осмотрительность, и крепко держался за руль.
Примечательно, что его профессиональную судьбу определили случай и дружба. Володя родился в первый год Великой Отечественной войны в Куйбышевской области и был самым старшим из четверых детей. В 1949-м их семья в поисках лучшей жизни переехала на Сахалин. Жили в Холмске, Пятиречье, а затем перебрались в Углегорск. Отец тоже был водителем, работал на лесовозе. Мама занималась домашним хозяйством. На подворье держали корову, поросят, кур. По воспоминаниям Владимира Борисовича, семья не бедствовала, но фруктов и сладостей ребятне не хватало. Их можно было купить только в канун праздников, скажем, к Новому году, или в день выборов, что тоже считалось большим праздником.
После школы, в 1958 году, Володя, скромный понятливый паренёк, получил специальность электромонтёра в горнопромышленной школе Шахтёрска (ныне — Сахалинский горный техникум. — Прим. ред.). Работал на шахте «Углегорская». Может быть, так бы там и остался, но в 1960 году друзья позвали его учиться в углегорскую автошколу, за компанию с ними и поступил туда. А через год Володю забрали в армию. Служил в Приморье, где три года был водителем в части связистов и получил 2-й водительский класс.
Порог родного автотранспортного предприятия Владимир Блинков впервые переступил в 1965 году, тогда оно называлось автоколонной. В трудовом коллективе насчитывалось больше тысячи человек, а в автопарке — более двух десятков пассажирских автобусов, половина из них ходила по Углегорску. Остальные — по району вместе с несколькими легковыми такси. Кстати, на этих же автобусах горожан возили помогать сельчанам убирать урожай на полях.
— Первое время доставлял корреспонденцию на почтовой машине. Настоящая работа началась три года спустя, — рассказывает Владимир Борисович. — Предприятие переименовали в АТП, и поступил десяток новых автобусов ПАЗ-672 малого класса с мощными по тем временам двигателями. И на одном из них я стал возить пассажиров до Ильинска, Лесогорска, Бошняково. После работы иногда с ребятами ходили в рейды добровольной народной дружины с красными повязками на рукавах. Надо сказать, молодёжь тогда была довольно дисциплинированная, отъявленных хулиганов я и не припомню.
Гаражей у предприятия в те годы не было, автобусы стояли под открытым небом. Поэтому за час до рейса разогревал мотор горячей водой. Выезжал в 7 утра и до 20:30 совершал по 10 рейсов. И каждый раз автобусы набивались битком. Поломки, по словам Владимира Блинкова, случались редко. Забарахлившую технику приводили в порядок слесари-ремонтники. Но и самому иной раз приходилось в пути устранять неполадки, подстелив под спину, что придётся, — хоть в солнечный день, хоть в непогоду, лишь бы люди долго не томились в салоне.
Как стал водителем-асом, Владимир Борисович и сам не заметил. И никогда так себя не называл, хотя был им по уровню мастерства и высокому чувству ответственности. В коллективе считался одним из лучших. В 1975 году его перевели на большой высокопольный автобус — ЛиАЗ-677. На городском маршруте по Углегорску (от бумкомбината до 9-го завода) работал посменно с напарником Сергеем Новосельцевым. Через 14 лет они пересели на автобус Daewoo BS корейского производства, который был вместительным и надёжным. А там и эпоха сменилась. Закрылись оба завода на конечных остановках городского маршрута и ещё десяток организаций, куда пассажиры прежде спешили на работу по утрам. Владимир Борисович продолжал трудиться в АТП, всё так же тщательно соблюдая правила дорожного движения. Водители со стажем стали один за другим уходить на пенсию или увольняться по собственному желанию. Владимира Блинкова проводили на заслуженный отдых в 2013 году.Свою жизнь ветеран труда считает удавшейся. За славную трудовую биографию немало набралось почётных грамот и нагрудных знаков отличия, включая такие, как «За работу без аварий», «За долгий добросовестный труд», «Почётный автотранспортник». У него есть дача и машина. Замужняя дочь работает в администрации Углегорского района. Взрослый внук живёт в Хабаровске, окончил вуз и работает стоматологом. Супруга Евгения Сергеевна — тоже на пенсии. Вместе они не раз бывали в Молдавии, где Евгения Сергеевна родилась. Но Сахалин чете Блинковых милее. В сентябре Владимиру Борисовичу как патриоту края и ветерану труда вручили медаль «70 лет образования Углегорского муниципального района».
Хотя он уже на заслуженном отдыхе, но делами родного предприятия интересуется, переживает за его судьбу. Здесь теперь работают около 70 человек. Несмотря на финансовые трудности, ПАТП живёт, принимает заказы на перевозки. 30 октября на предприятии отметили 70-летие со дня его основания, чествовали своих ветеранов. Вместе с Владимиром Борисовичем на празднике были и его старые добрые приятели, бывшие коллеги — Дё Чан Хи (Иван) и Валентин Павлович Заводсков. По мнению Владимира Блинкова, пример старших должен учить молодёжь, как нужно любить свой край, чтобы он становился краше и привлекательнее для проживания. Это важно для возрождения Сахалина после разрушительных лет перестройки. В то, что островной край обязательно возродится, ветеран свято верит, потому что, как говорит он, богаты недра нашей земли и не перевелись ещё люди, умеющие на ней трудиться.
Светлана Захарова
Фото автора