Александру Самарину, ветерану Великой Отечественной войны, исполнилось 97 лет

По брусчатке вдоль углегорской улицы Победы, опираясь на трость, идёт седоволосый мужчина в знакомой многим фетровой шляпе и в костюме, сплошь на груди увешанном боевыми наградами. Прохожие оборачиваются ему вслед и, узнавая в нём ветерана Великой Отечественной войны Александра Матвеевича Самарина, приветствуют…

Это было 15 августа, в день 97-летия нашего почтенного земляка: Александр Матвеевич спешил на встречу в Углегорский краеведческий музей, куда его пригласили для чествования.

У Александра Самарина наступил такой возраст, когда каждый его день рождения воспринимается как юбилей, событие для района значимое и историческое. Кажется, ещё недавно мы отмечали его 95-летие, а вот уже и 97! На этот раз в музее собралось не так много народа, виной тому ограничения, связанные с пандемией. Но от этого обстановка была не менее тёплой.

Душевные слова защитник дальневосточных земель от японских милитаристов получил от своей боевой подруги, как он её называет, — председателя районного Совета ветеранов Надежды Скоробогатовой. Поздравлениями и дочерними поцелуями в щёчку порадовали ветерана директор музея Татьяна Козлова и руководитель углегорского отделения соцзащиты Анжелика Куканова.

Во время чаепития коренной сахалинец Александр Самарин рассказал, что ему пришлось пережить, чтобы над Сахалином небо было мирным.

— В 1941 году, сразу после того, как началась Великая Отечественная война, меня призвали в армию. Год проучился в полковой школе младших командиров во Владивостоке, получил звание сержанта и был направлен на границу с Японией. И практически всю войну мы обороняли дальневосточные границы от японцев. Перед глазами до сих пор стоит страшная картина, как моего товарища разорвало вражеским снарядом. Жили мы в землянках, варили мёрзлую картошку с соевой мукой. Но при этом не было ни одного случая дезертирства…

Домой, в село Дербинское Тымовского района, на только что освобождённый от японских милитаристов Сахалин солдат вернулся спустя два года после Великой Победы. На его груди сияли боевые награды: две медали «За боевые заслуги» и медаль «За победу над Японией». Больше 70 лет Александр Матвеевич бережно хранит благодарность за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке от «самого товарища Сталина».

Зная пристрастие земляка к фотографиям, которыми он украшает стены своей квартиры, коллективы «Углегорских новостей» и музея подарили ветерану несколько снимков в рамках. На одном — Александр Матвеевич со своим недавно ушедшим из жизни товарищем, ветераном Великой Отечественной Василием Чупиным, а также с известными в Углегорске участниками трудового фронта и вдовами ветеранов. На другом снимке он держит в руках те самые хромовые сапоги, которые в 1937 году, будучи подмастерьем в сапожной артели, сшил своими руками и хранил их более 80 лет. Сейчас эти сапоги занимают достойное место в музейно-мемориальном комплексе «Победа» в Южно-Сахалинске.

В подарок было ещё фото — с родными: сыном, внуками и правнучками. Каждым своим потомком дедушка четырёх внуков и шести правнуков очень гордится. А на четвёртом фото Александр Самарин улыбается, задорно приподняв с головы свою знаменитую фетровую шляпу. Да, он такой: бывает по-солдатски строг и по-отечески добр, но всегда справедлив и принципиален.

Домой из музея Александр Матвеевич возвращался с букетами цветов и подарками. И прохожие снова приветствовали ветерана: до того он ярко смотрелся своей статью среди других. Этот момент встречи, думаю, многим запомнится.

Доброго здоровья вам, Александр Матвеевич! Спасибо за пример жизнелюбия и достоинства!

Снежанна Соколова
Фото Александра Мамаева

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ