Сахалинская тайга — необозримое зелёное море. Освоение лесных богатств на острове началось без малого 90 лет назад — в 1928 году. Значение лесов, однако, никогда не исчерпывалось лишь потребностью промышленности и строительства: леса являются надёжным домом для зверей и птиц, а ещё — источником сохранения здоровья человека. Но и лесам зачастую нужна помощь и защита, а потому есть у них свои хранители — лесничие. О двух из них — Светлане и Леониде Бендь, которые трудятся в Углегорском районе, мы и расскажем.
Прошлое и настоящее
Административное здание Углегорского лесничества находится в конце улицы Красноармейской. Оно буквально окружено объектами своей истории. Неподалёку стоит покосившееся здание старой конторы, где в 1968 году коллектив впервые отметил профессиональный праздник — День работников леса. Год назад сотрудники переселились из этого здания на второй этаж отремонтированной двухэтажки (первый этаж занимают соседи — работники Углегорского укрупнённого авианаземного отделения). Тут же на прилегающей территории безмолвными памятниками прошлого возвышаются руины лесопильного и столярного цехов. Раньше здесь выпускали ширпотреб: кругляк, брус, пиломатериалы, а также столярные изделия — скалки, табуреты и другие предметы домашнего обихода.
…В Углегорское лесничество Светлана пришла на работу раньше Леонида — в 1968 году, после окончания Вяземского лесного техникума имени Н. Усенко в Хабаровском крае. Профессию выбрала неожиданно для родных, да, пожалуй и для себя, хотя лес любила с детства. Сначала работала участковым техником, после — лесничим.
В 2007 году судьба повернулась так, что почти год ей довелось быть директором родной организации да ещё возглавлять ликвидационную комиссию. Тогда уже начал действовать Лесной кодекс РФ, в соответствии с которым управление лесами и ведение хозяйственной деятельности должны быть разделены. Углегорское лесничество с закреплёнными за ним 363 531 га лесных угодий стало филиалом ГКУ «Сахалинские лесничества».
Сейчас Светлана Семёновна работает участковым лесничим, отвечает на множество обращений. Общение с людьми — то, что ей всегда удавалось. Углегорцы знают её и как уважаемую общественницу, и как секретаря территориальной избирательной комиссии прошлых лет. К тому же она активистка правления районного отделения «Союза женщин России».
Леонид Бендь приехал в Углегорск на практику из Приморского лесохозяйственного
института в 1977 году. Решив, по его собственному признанию, что Углегорский район — самый удобный для проживания, остался здесь работать. Начинал помощником лесничего, затем стал лесничим. В этой должности трудится и по сей день. С будущей супругой Леонид познакомился на работе: они понравились друг другу, а в 1985 году поженились. Вырастили дочь. В 2015-м ветераны труда супруги Бендь отметили 30-летие совместной жизни.
Леонид Феофилович по утрам обычно ненадолго заходит в свой рабочий кабинет, а потом спешит в лес. Его задача — контролировать качество работ по хозяйственным вырубкам и рубкам ухода, проводить мероприятия по противопожарному надзору, обследовать лесные участки.
Там, на неведомых дорожках
Лесные тропинки никому не заказаны — по грибы и ягоды или просто для души. И дышится в лесу иначе — полнее, легче. И у всего свой запах — у набухающей почки, прелого листа, хвои, мха, весеннего ручья и пушистого сугроба. Но лесной мир нуждается в защите, и лесничие регулярно обходят свои участки, могут и документы у незваных гостей проверить, поскольку обладают таким правом. В дозор выезжают по двое плюс водитель, но все без оружия. Однако опасной свою профессию Леонид Феофилович не считает. Если кто прошёл по лесу или проехал по дороге, сразу видны следы, по снегу — тем более. Нападений на лесничих он и не припомнит. К тому же в нашем районе не бывает чёрных лесорубов, злостных нарушителей и отчаянных браконьеров, а если кто и приходит в лес поживиться без соблюдения закона, вычислить его несложно.
А вот медведей встречать доводилось — не так чтобы близко, издалека наблюдал. Лесничие иной раз обследуют территории по жалобам местного населения, когда косолапые подходят слишком близко к подворьям и дачам. Несколько лет назад в Поречье был случай, когда медведь задрал телёнка, и зверя пришлось отстрелять. Если же в лесу пропадает человек, медведи тоже могут попадать под подозрение. А лесничие помогают в поиске пропавших. В этом году тревожных сигналов о нападении косолапых хищников не поступало. Всё-таки Углегорский район с югом Сахалина не сравнить, где то и дело приходится «ликвидировать» мишек, представляющих угрозу для человека.
Дети и саженцы
На окрестных сопках вокруг лесничества зеленеют сосны и лиственницы, посаженные заботливыми руками углегорских лесничих ещё в прежние времена. А недавно супруги Бендь вырастили на дачном участке саженцы ореха Зибольда, занесённого в Красную книгу, и посадили их у здания лесничества. У самого входа в здание Светлана Семёновна разбила цветник. Леонид Феофилович пестовал молодые липки, которые затем высадил в сквере у Сбербанка, но, увы, вандалы их сломали.
А вот чтобы привить молодому поколению любовь к природе, специалисты Углегорского лесничества проводят со школьниками беседы по экологии леса и противопожарной тематике с красочными слайдами, интересными историями. Ребята слушают, затаив дыхание. Возможно, после таких бесед защитников у природы прибавится.
Светлана Захарова
Фото Алексея Пудовкина