Наш разговор с углегорским фермером Романом Токаревым прервал звонок на сотовый телефон:
— Отлично, — выслушав говорящего, Роман Викторович пояснил: — Ну вот, семена уже скоро будут на месте, у нас.
Это он о семенах картофеля, выписанных из Красноярска для посадки в Углегорском районе. Мы стоим у старого, заброшенного картофелехранилища, принадлежавшего когда-то совхозу «Краснопольский», а теперь ему — Роману Токареву, фермеру, которым он стал совсем недавно: по документам — в прошлом году, по факту — с началом нынешней весны.
Фамилия Токарев многим местным старожилам покажется знакомой, и неудивительно: его отец возглавлял совхоз «Краснопольский» — предприятие в районе, да и на всём Сахалине известное своими рекордами и тружениками. На вопрос, что здесь выращивалось, Роман Викторович отвечает коротко: «Всё».
Роман фермером быть не планировал и после школы получил профессию экономиста, но когда в прошлом году ему предложили подумать над тем, чтобы возродить жизнь на бывших совхозных полях, он согласился, почти не раздумывая. Как говорит сам: «Почувствовал, что созрел».
Насчёт возрождения — слабо сказано. Поля простояли под паром долгих 17 лет, и за это время бывшая пашня поросла не только огромными лопухами — целыми лесами. Три года назад областной минлесхоз даже предлагал передать бывшие сельхозугодья в лесной фонд. Поэтому молодому фермеру по весне, как только сошёл снег, пришлось не о севе-посадке думать, а лес корчевать.
В Краснополье и Медвежьем жили работники бывшего совхоза «Краснопольский». Сегодня Медвежье — один из самых малочисленных населённых пунктов в районе, сотни жителей не наберётся, хотя стоит село на федеральной трассе. Одно время даже поговаривали о ликвидации неперспективного населённого пункта. С приходом на эти поля хозяина есть надежда на перемены к лучшему. Не сразу (сельхозпроизводство развивается по своим законам во времени), но перспективы появились. Другая обнадёживающая тенденция: сельское хозяйство острова в целом показывает позитивную динамику, и за последние три года объём местной сельхозпродукции вырос на треть.
Решать проблемы по мере их поступления и последовательно вести работы на полях в этом хозяйстве пока не выходит: здесь одновременно корчуют бывшую пашню, сажают картофель, вводится в строй картофелехранилище в Прудном.
— Мусор вывезли, — продолжает Токарев, — теперь надо восстановить гидроизоляцию, вентиляцию, от этого зависит постоянный температурный режим, что очень важно для хранения корнеплодов. Нужно поставить двери, провести частичный ремонт крыши, завезти оборудование.
Работы — невпроворот. Учитывая большие затраты, с ремонтом овощехранилища обещает помочь районная администрация. Поскольку только картофелем фермер ограничиваться не собирается, в перспективе потребуется строить ещё одно, ведь температура хранения у разных культур отличается.
На выкорчёвку в зависимости от погоды и наличия рабочих рук уходит 2–3 недели. К посевной кампании, которая, к слову, уже завершилась, успели вспахать два поля — десятую часть всех земель. Для немецкой высокопроизводительной картофелесажалки — это два дня работы.
— Она сразу нарезает борозду, укладывает в неё картофель, опрыскивает от проволочника, закапывает, нарезает гряду, — демонстрирует фермер взятую в лизинг технику.
У дальней кромки поля в это время рокочет небольшой трактор, тоже «немец» — боронит землю, чистит от корневищ, готовит её к вспашке. Удобрениями в этом году можно не пользоваться: отдохнувшая земля наверняка даст хороший урожай. Почву с этих полей проверили в лаборатории на кислотность и химсостав. Специалисты дали обнадёживающие прогнозы, так что урожай фермер планирует взять не ниже, чем в бывшем совхозе: от 20 тонн с гектара.
— За лето надо раскорчевать и подготовить все 200 га, — делится планами Токарев. — Чтобы на будущий год уже вплотную заняться посадками не только картофеля, но и других овощей.
Он честно признаётся: если бы сам не вырос на здешней земле и хорошо не знал возможности именно этих пашен, возможно никогда не решился бы поднимать целину. Но любое важное начинание тем и хорошо, что платит в ответ за труды, давая законное основание для гордости. Стоит только взглянуть, как контрастируют два поля рядом: одно — из разряда «было», другое — уже перешедшее в разряд «стало». Но помимо агротехнологий, производительной техники, погоды, удобрений и просто везения, есть ещё один секрет успешной работы на земле.
— Надо землю любить, — говорит Токарев. — Иначе отдачи не будет.
В русской истории земля веками связывала поколения одной семьи. Продолжая дело отца, Роман Викторович обеспечивает будущее для троих своих детей. Всё-таки недаром две профессии — воина и хлебопашца — всегда считались и остаются по-настоящему мужским делом.
Елена Баева
Фото автора