Солнцевский угольный разрез: «вбросы» и «выбросы»

Третья неделя идёт с момента экологической катастрофы в Углегорском районе. Обвал вскрышной породы Солнцевского угольного разреза изменил жизни многих людей. И завершится эта история ещё нескоро.

Напомним, в ночь на 10 июля в долину реки Жёлтой сползли, по предварительным оценкам, миллионы кубометров грунта. Поток воды был моментально перекрыт, погибли сотни метров нерестилищ. Под угрозой загрязнения — водозабор Углегорска и Ольховки. Разразившийся скандал стоил карьеры мэру Сергею Дорощуку. Инцидент стал спусковым крючком для беспрецедентной травли коллектива и главреда «Углегорских новостей». Очевидно, вдохновителем развязанной против газеты войны является владелец разреза — Восточная горнорудная компания в лице председателя Совета директоров Олега Мисевры.

Событий вокруг обвала за прошедшие дни произошло столько, что хватило бы на годы. Перечислим основные в порядке появления информации в СМИ.

Недостаточные меры
Одним из самых насыщенных оказался день 22 июля. Тогда Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора сообщило о начале в отношении Солнцевского разреза административного расследования по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ. Дело возбудили за нарушения требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. «Должностным лицом управления был осуществлён выезд в долину реки Жёлтой с целью подтверждения факта правонарушения. В настоящий момент планируют выезд на место — с целью отбора проб воды для исследования влияния загрязнения на водный объект и установления площади загрязнения почв», — сообщило ведомство. Санкции по статье относительно невелики: штраф на должностных лиц — от 50 до 80 тыс. рублей, на юридических — от 150 до 300 тыс. Но, как говорится, с паршивой овцы…

В тот же четверг по прорытому в грунте обводному каналу пустили воду. Правда, как оказалось совсем скоро, мера эта была недостаточной.

А главным новостным поводом этого дня стала «чёрная метка» для мэра Дорощука. Приехавший на место катастрофы губернатор Валерий Лимаренко адекватно оценил, как это сейчас называют, токсичность чиновника и попросил его, видимо, написать заявление. «Надо сказать, что проблема, которая появилась, назревала, потому что были предыдущие случаи в его работе и раньше», — цитирует главу региона его пресс-служба.

24 июля ИА Сах.ком рассказало о том, что река Жёлтая прошла завалы. Вода просочилась через массивы грязи и мутной жижей начала заполнять русло. Информации о проблемах с водопроводной водой в ежедневных отчётах администрации района нет: «мутность в норме». Однако есть мнение, что с первым же дождём город окажется на грани ЧС, если фильтры водоочистной станции не справятся. А экологи боятся, что размытый завал может хлынуть в сторону населённых пунктов, снося всё на своём пути. Две многодетные семьи, живущие в паре километров от обрушения, сидит на чемоданах, ожидая беды.

Грозит тюрьма
25 июля местный следственный отдел возбудил уголовное дело по статье 246 УК РФ — по факту нарушения правил охраны окружающей среды при эксплуатации промышленных объектов. Примечательно, что одним производством в нём расследуется и другой экологический инцидент в Углегорском районе: загрязнение реки Оннай недалеко от Бошняково. О нём сельчане рассказали 19 июля, а уже спустя два дня специалисты областного минэкологии подтвердили причастность Бошняковского угольного разреза к речной мути.

Статья 246 предусматривает уголовную ответственность за нарушение экологических правил при производстве работ. Её несут лица, ответственные за их соблюдение при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов, если это повлекло тяжкие последствия. Уже зафиксированная гибель леса, уничтожение нерестовой реки высшей категории и другие итоги неподобающего отношения угольного разреза к хранению вскрыши под это подпадают идеально.

Пока следователи не распространяются о подозреваемых, но они точно будут. С учётом огромных финансовых трат на будущее устранение последствий обрушения и колоссального ущерба за виновными дело не станет. А им грозят штраф, обязательные или исправительные работы, а может, даже лишение свободы на срок до 5 лет.

«В ходе расследования будут установлены степень и объёмы причинённого окружающей среде вреда», — сообщили в следкоме.

Удивляющий Ростехнадзор
Наконец 26 июля Ростехнадзор отчитался о том, что нашёл на СУР сразу 39 нарушений обязательных требований промышленной безопасности. Вот основные: горные работы осуществляются с отклонением от проектной документации, не укомплектованы штаты общества геологической и маркшейдерской служб, горные работы по проведению траншей, разработке уступов и отсыпке отвалов ведутся с отклонениями от инженерно-геологических условий, на территории угольного разреза наблюдаются на откосах уступов породные нависи и козырьки, не отнесены к опасным зонам участки ведения горных работ, характеризующиеся наличием природных и техногенных факторов, под воздействием которых возникает аварийное состояние объекта ведения горных работ, что создаёт угрозу опасности для жизни и здоровья людей и может нанести ущерб имуществу третьих лиц и окружающей среде. Кроме того, было выявлено горение 10 очагов на территории УОГР «Южный» (I очередь), мероприятия по тушению эндогенных пожаров не проводятся, в представленной документации на производство работ на отвалах не указана характеристика грунтов на участках, предназначенных для размещения отвалов, с оценкой их влияния на устойчивость, отсутствуют меры, препятствующие сползанию отвалов, по отводу грунтовых, паводковых и ливневых вод, отсутствует план по профилактике и тушению пожаров.

Масштабность выявленных нарушений не удивляет — о многом из этого рассказывали активисты и бывшие сотрудники разреза. Смущает позиция Ростехнадзора: он внезапно прозрел и, словно ужаснувшись от увиденного, возбудил административное дело по частям 2 и 3 статьи 9.1 КоАП РФ. Они карают в том числе за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Должностные лица по статье могут быть оштрафованы или дисквалифицированы на срок до 2 лет, а юридические наказаны на сумму до миллиона рублей или быть принудительно закрыты на срок до 90 суток.

Поэтому Солнцевскому запретили работать 30 дней. А уже на следующий день выяснилось, что ведомство передумало приостанавливать работу разреза. Предприятие «представило документы, которые подтверждают устранение выявленных нарушений, в том числе связанных с угрозой жизни и здоровью людей». Как угольщики умудрились за день укомплектовать штаты, принять меры против сползания отвалов и устранить «нависи с козырьками», не говоря о других 36 проблемах, остаётся загадкой. Административное дело экстренно рассмотрели, ООО оштрафовали на 750 тыс. рублей и разрешили работать дальше. Будут ли проверять представленные документы или Солнцевскому разрезу поверили на честное слово, неизвестно.

Скорее всего, эти административные и уголовные дела — не последние. Своё слово ещё скажут лесники и ихтиологи, им предстоит оценить причинённый природе ущерб. Впереди — баснословно дорогая и очень долгая ликвидация последствий схода. Ведь ВГК явно не позволят бросить кучи грязи в русле реки. Главная забота и обязанность местных и областных властей в этой ситуации — не допустить ухудшения жизни углегорцев и экологической ситуации в районе.

Дмитрий Зелинский
Фото Алексея Пудовкина

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ