Руководители восьми сахалинских хлебокомбинатов из Шахтёрска, Долинска, Корсакова, Поронайска, Макарова, Тымовского, Холмска и Охи опасаются, что стратегические предприятия, созданные ещё в советское время и десятилетиями снабжающие островитян хлебом и батонами, могут не выдержать конкуренции с малым бизнесом и закрыться. Причинами называют высокие издержки и неравные условия для конкуренции с небольшими компаниями, не имеющими столь серьёзных социальных обязательств, а также крайне ограниченный рынок, не позволяющий загрузить созданные с большим запасом цеха, сообщает ИА Sakh.com.
Сценарии банкротства и закрытия крупных производств в этой сфере уже неоднократно реализованы в окрестных областях и краях: Сахалинская область остаётся единственным регионом в ДФО, где сегодня сохранились крупные хлебопекарные предприятия. Но их мощности загружены всего на 25–35 %, а издержки и затраты ежегодно возрастают примерно на 10–15 %.
В 2018 году в области действовали 84 цеха по изготовлению хлебобулочной продукции и 9 крупных предприятий подобной направленности. В 2014 их было 11, два из этих девяти также уже приостановили деятельность в прошлом году. При этом, судя по статистике Минторга, число малых пекарен, напротив, увеличивается. Их за пять лет стало больше на 13 единиц. Ситуацию усугубляет то, что многие пекарни работают в рамках крупных торговых сетей, которые не заинтересованы в размещении хлеба и булок конкурирующих производителей на своих полках.
От имени всех руководителей выступил гендиректор Долинского хлебокомбината Сергей Ежелев. Если в процесс не вмешаться, то крупные производители могут обанкротиться и просто покинуть рынок. А это в свою очередь поставит в непростые условия как их работников, так и продовольственную безопасность региона в целом.
— В нынешних условиях мы не можем противостоять хищническому захвату рынка хлебобулочных изделий. При выполнении всех обязательств перед государством, областью, районом у нас складывается себестоимость, которая не позволяет конкурировать с малыми пекарнями или, ещё хуже, оптовыми перекупщиками, которые лезут в бюджет, — выступил Ежелев. Он также напомнил стратегическую роль крупных производств в случае чрезвычайной ситуации или вооружённого конфликта и обратился к славному прошлому и традициям потребления хлеба.
Объективными угрозами для предприятий и основной причиной отставания в конкурентной борьбе, по мнению директора, оказались добросовестность, то есть выпуск более дорогой, но и более качественной продукции, оформление производства и сотрудников по всем нормам Налогового и Трудового кодексов, вложения в обучение и оборудование. Кроме того, в условиях роста конкуренции и сокращения у населения спроса на хлеб быстро перестроить или оптимизировать работу больших предприятий невозможно, достаточно трудно вывести на рынок новые виды и сорта.
Не обошлось, конечно же, и без мигрантов — комбинаты, заметил Ежелев, вынуждены платить сотрудникам полные зарплаты со всеми северными надбавками, оплачивать отпуска и нести другие социальные обязательства. Кого и как оформляют в пекарнях, вздохнул он, остаётся только гадать.
Свои опасения и предложения о переломе ситуации представители стратегических предприятий оформили в виде целого обращения, которое направили врио губернатора Валерию Лимаренко, председателю областной Думы, министру торговли и продовольствия, а также в островную торгово-промышленную палату.
Суть идей состоит в организации целой системы преференций для крупных производителей хлеба. Основные пункты плана: выделение отдельных «защищённых» полок в торговых сетях только для продукции крупных местных производителей, приоритетное участие хлебокомбинатов в госзакупках (обеспечение хлебобулочными изделиями больниц, школ, детских садов и т. д.), помощь в установке мобильных точек продаж хлеба, а также формирование рабочей группы, которая займётся мониторингом ситуации и, если потребуется, сможет оперативно вмешаться в ситуацию на хлебном рынке.
История битвы старых добрых хлебокомбинатов с коварными цехами встретила в сердцах депутатов на самом деле живой отклик — перспективы гибели стратегических предприятий не радовали. В ход шли воспоминания о катаклизмах, когда только силами того или иного предприятия целые районы не оставались голодными, примеры с детскими садами, которые закрывали на рубеже веков, а сейчас титаническими усилиями и многомиллиардными затратами пытаются возродить.
Но, что удивительно, каких-то конкретных и быстрых решений придумать так и не удалось. Дать хлебокомбинатам преференции на госзакупках не позволяет федеральный закон № 44-ФЗ, договариваться с торговыми сетями, скорее всего, предприятиям необходимо самостоятельно, а область может выступить тут только посредником. Мобильных точек продаж, привела статистику министр торговли и продовольствия Инна Павленко, и так организовано более двух десятков только в Южно-Сахалинске.
При этом, заметила чиновница, хлебокомбинаты и так получили из бюджета более 240 млн субсидий за 5 лет. Эти средства шли на обновление оборудования, субсидии на покупку муки и топливо. Предприятия, сказала она, получили около 40 % всех средств, которые Минторг выделил в области на эту программу.
В ходе обсуждения самим крупным предприятиям слегка попеняли за недостаточную активность и гибкость — отсутствие желания контролировать качество конкурирующего хлеба и инициировать проверки выполнения условий госконтрактов, вести конструктивный диалог с торговыми сетями, применять какие-то необычные ходы и решения.
Интересно, что Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И. Кацева в общей борьбе с мини-пекарнями решил не участвовать — видимо, у него проблем с конкуренцией и реализацией нет.
Вопросы дальнейшей судьбы хлебобулочной промышленности по итогам заседания повисли в воздухе — конкретные предложения по большому счёту остаются либо слабореализуемыми (вроде правок в закон о закупках), либо не совсем конкретными. Ещё раз собраться и обсудить вопросы дальнейшего функционирования отрасли и отследить динамику процессов вокруг хлебокомбинатов народные избранники, Минторг и сами хлебопёки решили в мае.