История с шахтёрским живодёром, убившим на берегу моря детёныша нерпы, «зависла». Заявление в ОМВД по Углегорскому району остаётся без движения до тех пор, пока не будет проведена экспертиза трупа белька. А сделать её во время ограничительных мер из-за пандемии пока было некому.
Напомним, 6 мая житель Шахтёрска, рыбачивший в районе так называемого Переплюя, проявил слишком назойливое внимание к отдыхавшему возле полосы прибоя детёнышу нерпы. Свидетелям пришлось буквально отбивать млекопитающее, после этого мужчина всё-таки убил беззащитного белька. История вызвала общественное негодование, в тот же день написали заявление о совершении преступления.
Как стало известно редакции, полицейские выполнили первоначальные следственные действия и изъяли тушку нерпёнка. Решение о возбуждении уголовного дела по статье 256 УК РФ «Незаконная добыча водных биологических ресурсов» (иначе говоря, браконьерство) примут, когда узнают, к какому виду животное принадлежало. Возможно, с начавшимся постепенным выходом Сахалина из самоизоляции вскоре откроется СахНИРО, островной институт рыбного хозяйства и океанографии. Его научные сотрудники смогут определить, был ли трагически погибший детёныш кольчатой, пятнистой или полосатой нерпой.
Активисты предложили вариант с дистанционной экспертизой — по фотографиям животного, но, как оказалось, такой метод не подойдёт.
— Боюсь, что произвести видовую идентификацию без вскрытия невозможно. По фотографии или видеозаписи определить вид белька не получится. Все три вида рождают детёнышей в бельковом шерстяном наряде и их практически невозможно различить на вид. Даже по размеру нельзя определить, потому что могут быть варианты: одно дело, когда детёныш новорождённый, а другое, когда ему 2–3 недели, в этом случае возраст его неизвестен. Можно определить вид по вскрытию, например, форма лёгких и трахеи разные у разных видов. А определение по внешнему виду дистанционно будет слишком ненадёжным. Не думаю, что кто-то возьмётся за это, вероятность ошибки будет слишком велика, — объяснил кандидат биологических наук Алексей Трухин, ведущий научный сотрудник лаборатории исследований загрязнения и экологии Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН во Владивостоке.
В настоящее время труп белька хранится в морозильной камере. Когда учёные вернутся к работе, они определят дальнейший ход рассмотрения заявления и судьбу убийцы нерпёнка. Статья о браконьерстве содержит 2-ю часть, хорошо подходящую под описываемый случай. В ней предписывают за незаконную добычу морских млекопитающих наказывать штрафом в размере от 300 до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет. А ещё на усмотрение суда есть обязательные работы до двух лет либо лишение свободы на тот же срок.
Жанна Артёмова