Квартира есть, а хозяина — нет
В 90-е, во время массового оттока населения из сахалинских городов и сёл, в Углегорском районе опустело множество квартир: в поисках лучшей доли люди снимались с места, забирая с собой всё, что могли увезти. Естественно, за исключением имущества недвижимого, то есть жилья: из-за низкой покупательской способности населения продать квартиру в ту пору было практически невозможно.
Шли годы, квартиры, оставшиеся без хозяев, постепенно ветшали, пустыми глазницами окон наводя на окружающих тоску и уныние — со временем за таким жильём прочно закрепился статус брошенного.
Однако жизнь — она как зебра: за чёрной полосой неизменно следует полоса белая, на смену упадку всегда приходит пусть не расцвет, то как минимум позитивные сдвиги. И если относительно недавно численность населения в Углегорском районе по обозначенной выше причине стремительно сокращалась, то сегодня процессы происходят обратные: увеличивается рождаемость, молодые специалисты после учёбы возвращаются работать в район, различные ведомства и учреждения активно привлекают кадры со стороны. Только вот жилья на всех не хватает. Выход из сложившегося квартирного коллапса напрашивается сам собой: чего проще — отремонтировать пустующие жилые помещения и выделить тем, кто в них нуждается. Однако закон в данном случае полностью на стороне бывших обитателей квартир, ведь фактически у жилья есть хозяин, а потому распорядиться этими квадратными метрами по своему усмотрению муниципалитет не имеет права.
К счастью, «дело о брошенных квартирах» не так давно всё же сдвинулось, наконец, с мёртвой точки.
Маленькие шаги большого пути
— С прошлого года администрация Шахтёрского поселения активно занимается вопросом лишения права регистрации по месту жительства граждан, которые в муниципальном жилье не проживают и, соответственно, за этим жильём не следят. И результат уже есть, — рассказал глава ШГП Алексей Крупевский. — На сегодняшний день поселению в судебном порядке удалось решить вопрос примерно с 30 такими квартирами.
По словам шахтёрского главы, процесс этот длительный: сначала администрация поселения подаёт в суд соответствующее исковое заявление, после чего в течение двух месяцев служба судебных приставов ведёт поиск хозяина фактически брошенной квартиры. Если отыскать владельца за этот срок не удаётся, решением суда его регистрация в Шахтёрске аннулируется — с этого времени муниципалитет может распоряжаться высвободившейся таким образом жилой площадью по своему усмотрению.
— Сейчас ведётся работа только в отношении тех квартир, где зарегистрирован один человек, — продолжил Алексей Юрьевич. — А вот если в жилом помещении зарегистрировано несколько граждан (например, родители лишены родительских прав, а ребёнок воспитывается в детском доме), суд подобные иски отклоняет. Мотивация проста: нарушаются жилищные права ребёнка, которому через несколько лет по сути некуда будет вернуться. То же — и в отношении граждан, которые отбывают срок в местах лишения свободы.
Квартиры расходятся, как горячие пирожки
Решением суда брошенные квадратные метры полностью переходят в распоряжение поселения. А дальше что?
— Эти несколько квартир мы в порядке очерёдности предоставим тем, у кого нет жилья, но кто имеет на него право, — пояснил Алексей Крупевский. — Но прежде, естественно, приведём жилые помещения в порядок. В бюджете поселения такая статья расходов предусмотрена не была, поэтому я обратился к председателю правительства Сахалинской области Вере Щербиной, обрисовал сложившуюся ситуацию. В Шахтёрск была направлена комиссия из областного министерства ЖКХ: осмотрев квартиры, область пошла нам навстречу — выделила деньги для их капитального ремонта.
Разумеется, если практика лишения права регистрации по месту жительства граждан, в муниципальном жилье не проживающих, станет устоявшейся, суммы для восстановления таких квартир потребуются немалые. Но ведь бюджет не резиновый.
— На последней сессии ШГП было принято положение, в соответствии с которым квартиры, из которых граждан решением суда выписывают, муниципалитет может продавать, — пояснил шахтёрский глава. — Правда, речь в данном случае идёт о помещении, которое признано непригодным для проживания. Проще говоря, после покупки такой квартиры человек будет восстанавливать её самостоятельно, за счёт собственных средств.
…Сдвиги действительно позитивные. Сейчас на сайте госзакупок уже объявлены аукционы на проведение капитального ремонта нескольких вышеупомянутых квартир. Суммы, предназначенные для этих целей (основную часть средств выделяет областной бюджет), — в среднем около 600 тысяч рублей на одну квартиру. На эти деньги будущим новосёлам заменят трубопроводы отопления, водоснабжения и канализации, выровняют стены, заменят плинтусы, а также сменят розетки и выключатели, установят новые счётчики, электроплиты, окна ПВХ и металлические дверные блоки. Однако и это уже немало, ведь, как известно, лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Алина Голоскок
Фото Алексея Пудовкина