Неделю в Углегорске работает только один автобус. Сегодня отменили рейсы в Поречье и Ольховку. Время ожидания общественного транспорта в городе выросло вдвое, раздражая этим людей на остановках. Сфера перевозок, судя по всему, падает в крутое пике.
Убыточная и субсидируемая бюджетом отрасль пребывает в упадке несколько лет. Цена билетов неадекватна затратам, доходы мизерны, денег на достойную зарплату контингенту нет. Отсюда — жестокий кадровый кризис. Это периодически выливается на пассажиров в виде отменённых рейсов.
Сегодняшний транспортный коллапс может стать масштабным.
— Мы живём на Победы, 29, дом недалеко от моря, в округе ни магазинов, ни другой инфраструктуры. Чтобы поехать в город, надо караулить автобус, бегом за покупками, а потом снова бегом назад, на остановку. Иначе будешь час ждать этот же автобус. Кондуктор говорит, что нет водителей, некому работать, — рассказала Наталья.
Директор ООО «Углегорское ПАТП № 1» Юрий Ступишин комментирует происходящее с глубоким пессимизмом.
— Давно такого не было, мы в 2020-м отработали хорошо. А в январе нам на 50 % урезали дотацию. В марте было совещание у местного мэра с представителями министерства транспорта. Я озвучил, что к августу мы получим кризис. Так и вышло, хотя мы держались до последнего. Часть водителей ушла, остались стойкие. Ежегодно повышали зарплату, хоть не намного. А в этом году повышение невозможно, предприятие на грани. За последнее время ушли четверо, сегодня — пятый. Столько человек нам нужно для бесперебойной работы. На городе работает один водитель без подмены. Он на линии 12 часов, ему ещё нужно сходить на обед. А так как заменить некем, будет съезжать с линии. Сегодня нет рейсов на Поречье и Ольховку, впервые за много лет. Сейчас пытаемся решить ситуацию, привлечь водителей на эти направления. Не знаю, получится ли, — рассказывает собеседник «Углегорских новостей».
Субсидии в два млн рублей в месяц УПАТП хватало на покрытие убытков, покупку запчастей и небольшое повышение зарплаты водителям. Урезанная вдвое финансовая помощь не спасает.
Решение о сокращении дотации мотивируют отсутствием денег на повышение субсидии, говорит Ю. Ступишин. Выиграть новый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок и забрать контракт за сниженную цену может ИП. Это означает гибель предприятия, уверен его директор. После того как маршрут в Шахтёрск перешёл к предпринимателю Е. Десятовой, у ПАТП остались только рейсы в райцентре и пригородах.
— У нас всё официально, платим все налоги, людям оплачиваем проезд в отпуск. Но мы докатились до точки, это всё 44-й ФЗ виноват (закон о госзакупках через торги. — Прим. ред.). Это же немыслимо: разыгрывать целое предприятие! Пришёл частник, снизил цену, а предприятие, где работают 100 человек, разваливается. А ПАТП в этом году исполнилось 75 лет, — с горечью говорит Юрий Ступишин.
У редакции УН есть сведения, что рынком перевозок, занимаемым ПАТП, интересуется ИП Десятова. Но даже если на городские маршруты выйдет новый оператор, это произойдёт не раньше нового года. Четыре месяца до этого пассажирам будет несладко, особенно тем, кто живёт в сёлах.
Дмитрий Зелинский
Фото Алексея Пудовкина