В редакцию «Углегорских новостей» пришло письмо от фермера из с. Ольховка Николая Уютнова с его видением решения проблем, требующих, по его мнению, федерального вмешательства.
«В начале марта Углегорский район с ознакомительным визитом посетил новый министр сельского хозяйства Сахалинской области Михаил Кузьменко. Уже одно то, что для этого он фактически потратил своё личное время – субботу и воскресенье, вызывает уважение. Кроме того, в отличие от предыдущих высоких гостей, всегда ограничивавшихся одним днём, ему понадобилось два, чтобы объехать все фермерские хозяйства. Понравилось доброжелательное стремление министра вникать во все заявленные проблемы – по итогам посещения района был составлен перечень поручений по каждому хозяйству. Осталось дождаться их исполнения со стороны ответственных лиц…
На совещании, которое провёл министр, присутствовал и я, где в основных чертах рассказал о тех проблемах, которые накопились за последние 20 лет у всех фермеров. Не буду говорить о том, что требует внимания районных или областных структур. Затрону только две проблемы, требующие федерального вмешательства, – лес и нефтепродукты.
Лес, то есть пиломатериал, нужен каждому фермеру, причём ежегодно. В середине 1990-х в Углегорском районе на основе заявок, поданных фермерами, лесозаготовителям выделялась квота леса на корню. Допустим, я как фермер заявлял потребность в объёме 100 м³, шёл к лесопромышленнику, договаривался с ним о заготовке (поскольку у меня нет трелёвочника, погрузчика и т. д.), 50 м³ он забирал себе (затраты на заготовку леса), а остальное отдавал мне. Но поскольку у меня нет пилорамы, я, опять же, договаривался с ним о распиловке и забирал за минусом затрат (на распиловку, опилки) 25 м³. Этого объёма вполне достаточно для выполнения всех ремонтных работ и даже можно кое-что построить. Вопрос в том, чтобы внести изменения в законодательство, в том числе в областной закон о лесопользовании (№ 17-ЗО от 01.04.2008 г.). Неужели у нас в области уже не осталось лесов, где можно производить заготовку столь небольших объёмов? Кто бы занялся вплотную этой проблемой, не отфутболивая её отписками?..
В последнее время с экранов телевизоров нас пугают предстоящим повышением цен на нефтепродукты и, как следствие, на сельхозтовары. То есть заранее приучают к мысли, что жить станет труднее. Для нас, жителей нефтеносного региона, это звучит как издевательство. Как же так: добывая в области 14 млн нефти плюс газ, смиренно будем ожидать повышения цен? Можно хотя бы фермеров Сахалинской области обеспечить бесплатными или хотя бы льготными (если кому-то не нравится слово «бесплатными») соляркой и бензином? А для пресечения спекуляции (если будут) – выделять необходимые квоты из расчёта каждого посаженного гектара картофеля или овощей. Кстати, одно время, лет 18 назад, когда наше государство было многократно беднее, чем сейчас, фермерам выделялся дотационный бензин в небольших количествах. Уверен, что цены у фермеров после этого мероприятия будут гораздо ниже, чем у хвалённых ГУСПов (государственных унитарных сельхозпредприятий).
Как это сделать практически? Да точно так же, как и с лесом. Допустим, выделяется квота – 100 тыс. тонн нефти для нефтедобытчиков, из которых себе они забирают половину – на добычу, зарплату, налоги, прибыль, а оставшиеся 50 тыс. тонн передают на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) безвозмездно. Из них 25 тыс. тонн остаётся в распоряжении НПЗ (зарплата, налоги, прибыль, отходы), а оставшиеся примерно 15–20 тыс. тонн направляются на АЗС по всей области. Далее уже фермеры договариваются с владельцами АЗС о получении выделенных объёмов ГСМ – согласно утверждённым в каждом районе разнарядкам. Цифры 100, 50, 25, 20, 15, естественно, условные, потому что я не специалист в этой отрасли. Главное, что выгоду получат все, в том числе и государство, которому не нужно будет выделять субсидии на ГСМ из бюджета.
Конечно, для выполнения таких задач следует приложить немалые усилия. Однако под лежачий камень, как известно, вода не течёт. А начинать ведь когда-то надо…
Николай Уютнов, фермер из с. Ольховка».