Углегорскую стелу не признали объектом культурного наследия

Стелу в Углегорске, построенную на берегу моря в честь высадки советского десанта в 1945 году, всё же отремонтируют. А ещё памятник оказался, видимо, не достойным включения в государственный реестр объектов культурного наследия.

Взлетающие в небо пилоны обелиска давно стали одним из символов города. На этом месте были похоронены восемь морских пехотинцев, павших в боях с японцами. Позже братскую могилу перенесли в центр города, на площадь. А 6 октября 1986 года на оставшемся священным для углегорцев месте по решению горсовета народных депутатов воздвигли обелиск в честь 40-летия Победы. Его авторами стали городской архитектор Валерий Кривонос и местный художник Владимир Борисов. Созданный ими мемориал символизирует тонущие военные корабли, доставившие десант к берегам Сахалина.

Новейшая история
В 2016-м памятник капитально отремонтировали: облицевали мраморными плитами, поставили ограду и подключили освещение. А сейчас комплекс нуждается в ремонте как никогда. Облицовка на стилобате (основном фундаменте комплекса) и постаментах пилонов повреждена. Не работает подсветка, покорёжены металлические столбики и цепи ограждения — всё это последствия ночных гонок молодого жителя Шахтёрска. Сейчас муниципалитет судится с ним, чтобы взыскать сумму причинённого ущерба.

В сентябре горожане задались вопросом: почему стела обнесена строительной сеткой, а работы не ведутся? В муниципалитете рассказали, что рабочие там появятся, когда будет определён статус комплекса, то есть является он объектом культурного наследия или нет.

Историю определения корреспонденту рассказал Андрей Гринёв, руководитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области. В прошлом году к ним обратилась администрация Углегорского района. Муниципалитет посчитал, что памятник — часть культурного наследия. Поданные им материалы (фотографии, историческую справку) рассмотрели члены экспертно-консультативного совета, состоящего из островных архитекторов, деятелей культуры и искусства. Их решение было таким: стелу можно включить в перечень выявленных объектов культурного наследия, то есть во временный список.

Однако в составе совета нет ни одного лицензированного специалиста, который может дать квалифицированное заключение по этому вопросу. Их на Сахалине нет вообще. А профильный ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия» для окончательного выбора статуса памятника требует именно проведения экспертизы.

Мнение специалиста
Комплекс обследовал эксперт Александр Мартынов, прилетавший на остров по контракту с инспекцией. В своём заключении он отметил, что памятник находится в ограниченно работоспособном (из-за дефектов) и запущенном состоянии.

Главных выводов экспертизы пять.

1) Из-за того что мемориал в 2016 году был полностью перелицован и от первоначального облика остались лишь образ вздымающихся плит, исторически значимыми или уникальными архитектурными элементами монумент не обладает.

2) Неудачное расположение на перекрёстке оживлённой дороги уничтожает градостроительную ценность памятника. Эксперт даже рекомендовал перенести комплекс на сопку или в центр города.

3) Архитектурно-эстетическая ценность отсутствует, потому что при обзоре обелиска с расстояния, не позволяющего прочесть написанное, создаётся иллюзия дорожной стелы с названием населённого пункта. Памятник не содержит выдающихся архитектурного образа, конструктивного решения, декоративных элементов или других уникальных отличительных качеств. Это не позволяет отнести его к числу памятников отечественной культуры.

4) Эмоциональная ценность мемориала бесспорна, однако сооружение полностью лишено художественной ценности. При его создании использованы штампы, а не уникальные или выдающиеся образы, нет особых декоративных элементов. Это мнение касается не только авторского образа, но и образа автора реконструкции.

5) Поскольку объект исследования создали и реконструировали, используя современные материалы, у него нет и научно-реставрационной ценности.

Вывод: важный как символ победы русского оружия мемориал не является объектом культурного наследия. Автор ещё раз подчёркивает: реконструкция памятника 2016-го уничтожила авторский замысел, его белоснежно-мраморный образ. Впрочем, далеко не факт, что, не проведи местные власти пять лет назад ремонт, эксперт сделал бы другое заключение. Всё же совокупность выявленных признаков, скорее всего, заставила бы его принять такое же решение. Тем более по закону он несёт за это полную ответственность.

И несогласия с экспертом в Сахалинской области не выразил никто, подчеркнул Андрей Гринёв. Выводы сделаны в строгом соответствии с законом, обоснованы и неоспоримы. Как бы кому-то из нас, неспециалистов, не хотелось обратного.

А нам точно нужно в реестр?
Тем временем оказывается, что сохранение статус-кво для нашего памятника — лучший вариант развития событий. Как ни парадоксально, внесение в реестр учтённых и охраняемых государством только стало бы для района лишним бременем. А. Гринёв объясняет: никаких финансовых преференций «звание» объекта культурного наследия регионального или федерального значения не даёт. Содержать и обслуживать памятник всё равно обязан собственник, то есть муниципалитет. И вариантов смены владельца нет.

Зато головной боли высокий статус мемориала его хозяину добавляет немало.

— Решение эксперта даже поможет муниципалитету в восстановлении памятника. Федеральный закон № 73 требует очень серьёзного подхода к объекту культурного наследия. Если сейчас муниципалитет может нанять любого подрядчика, пригласить любого спонсора, то для всякой работы с объектом требуется подготовка научно-проектной документации. Она в несколько раз дороже обычной проектно-сметной и готовится дольше. Готовит такую только лицензированная организация. После государственной историко-культурной экспертизы, которая муниципалитету тоже будет стоить денег, документацию проверяет наша инспекция и выставляет на общественное обсуждение. Это время. И если на обычном памятнике какую-то отвалившуюся плитку прикрепили и забыли, то объект культурного наследия трогать нельзя. Надо объявить конкурс на работы, в котором участвуют только лицензированные организации. Ход работ по восстановлению памятника контролирует опять же инспекция, мы смотрим за каждым шагом исполнителя. А после приёмки, если, не дай Бог, вандал или скол плитки, вся процедура начинается заново, — описывает Андрей Гринёв.

Любые нарушения закона со стороны собственника объекта культурного наследия караются очень жёстко. Санкции по статье 7.13 КоАП РФ — это штраф на должностное лицо от 20 до 400 тыс. рублей, на юридическое — от 200 тыс. до 5 млн.

В администрации округа сообщили: о решении инспекции знают. Ремонтировать стелу будут, но уже будущей весной. Правда, удовольствие это не из дешёвых. Только на восстановление стилобата нужно 800 тыс. рублей, а привести в порядок весь комплекс будет стоить 4,5 млн. Поэтому до будущего Дня Победы, скорее всего, проведут только самые доступные небогатому бюджету и экстренные работы: ремонт главной плиты мемориала.

Дмитрий Зелинский
Фото из архива редакции

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ