Очередная уйковая путина не за горами: совсем скоро мойва должна подойти к берегам Сахалина. Любители лёгкой наживы готовят технику и сачки, самые глобально мыслящие ставят стационарные снасти. В черте Углегорска появились ставные неводы, один из которых расположился рядом с подводным кабелем оптической связи ПАО «Ростелеком».
Это соседство встревожило жительницу города Кристину Круглей. Гуляя по берегу в районе остановки «Ключевая», девушка увидела трос с сетью, уходящий в море.
— Там стоят два больших знака (об охранной зоне кабеля. — Прим. ред.) о том, чтобы якоря не бросать. Неподалёку, там, где на берегу раньше были склады, они и заякорились. Я не знаю, кто поставил сеть, никого рядом не было. Только в районе бывшей мебельной фабрики стоял КамАЗ, может, и там приспособились ловить. А этот невод уходит очень далеко, такие же стояли в прошлом году недалеко от памятника в честь высадки десанта, — говорит Кристина.
Информацию о подозрительной близости орудия лова к кабелю корреспондент УН передал в пресс-службу сахалинского филиала «Ростелекома». Сначала там обеспокоились — остров с глобальной Сетью связывают именно такие подводные волоконно-оптические линии связи (ПВОЛС).
«В случае её повреждения возможны серьёзные перебои связи на Сахалине», — отметили в компании. Однако чуть позже специалисты выяснили, что в представленном видеоматериале не усматриваются нарушения правил охраны линий или сооружений связи. В пресс-службе ПАО уточнили: охранная зона объекта составляет 0,25 морской мили (463 м) от оси кабеля. Компания благодарит жителей Углегорска за бдительность.
Невод, стоящий в охранной зоне, не угрожает ПВОЛС, считают в «Ростелекоме». Хотя об этом есть и другое мнение. В утверждённых постановлением правительства РФ от 9 июня 1995 года № 578 Правилах охраны линий и сооружений связи Российской Федерации говорится: «В пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи, … юридическим и физическим лицам запрещается… производить добычу рыбы, других водных животных, а также водных растений придонными орудиями лова».
Судя по этой формулировке, говорит преподаватель кафедры промышленного рыболовства Дальрыбвтуза Артур Майсс, ставной невод в охранной зоне подводного кабеля не запрещён. Придонные орудия — те, которыми ловят рыбу над дном. Впрочем, это скорее логический вывод, а не юридически грамотная характеристика: определения таких снастей в современных рыбохозяйственных нормативных документах нет. Было ли оно в действии 25 лет назад, когда принимали эти Правила, выяснить не удалось.
— Как рыбакам понять, где расположены охранные зоны и в чьём они ведении? Они руководствуются Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна и навигационными картами. Если в них не указаны места, где запрещён лов, то сохранность объектов — проблема их владельцев. Думаю, «Ростелекому», чтобы избежать неприятностей со своими кабелями, нужно разослать информацию о своих охранных зонах для включения в карты и правила рыболовства, — считает А. Майсс.
Лов мойвы государством практически не регулируется. Об установке неводов на уйка в Западно-Сахалинской подзоне рыболовецкие предприятия даже не обязаны уведомлять контролирующие органы. Достаточно не нарушать запретов, скажем, не перекрывать сетью фарватер на входе в порт.
Однако, если исходить не из буквы, а из духа закона — ставной невод весьма сомнительный сосед для подводного кабеля связи. Ко дну он крепится якорями или «пикулями», то есть мешками с песком. Что именно использовано в нашем случае, неизвестно. Теоретически при шторме снасть может сорвать с места и, если на ней есть якоря, повредить ими ПВОЛС. Если «ставник» обслуживать маломерными судами или катерами покрупнее, они тоже становятся потенциальным угрожающим фактором.
В «Ростелекоме» эту тревогу не разделяют. Там вообще уверены, что невод, о котором идёт речь в нашем материале, уже убрали. Кристина Круглей это опровергает — снасть после нашего обращения в компанию лишь немного передвинули к югу. Фотограф УН зафиксировал, что прямоугольные порядки сетей расположены примерно в 300 м от места выхода кабеля на берег (оно обозначено сигнальными знаками), то есть точно находятся в охранной зоне.
Попросить комментарий у рыбопромышленника, поставившего невод, не удалось: на берегу не нашли никакой информации о владельце сети. Хотя это, по данным редакции, точно является нарушением закона: в месте размещения «ставника» должна быть табличка с наименованием его хозяина.
Возможно, разобраться в деталях происходящего и выяснить, есть ли опасность (пусть и теоретическая) повреждения линии связи и проблем с доступом к интернету для Сахалина, сможет прокуратура. «Углегорские новости» надеются, что бдительность наших читателей не останется незамеченной и найдёт поддержку в государственных структурах.
Юрий Максимов
Фото Алексея Пудовкина