Ещё недавно одноэтажный домик шахтёрской погранзаставы стоял на краю обрыва, удерживая хрупкое равновесие.
Когда-то один из форпостов на западном побережье Сахалина. А сейчас — просто треснувшие стены, обломки прошлого. Пожалуй, они нужны теперь только крикливым чайкам. Но удивительно: усевшись на обломки стен, они сразу умолкают. Неподвижно вглядываются в море и молчат. Будто они — на посту. Есть в этом что-то символичное.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Когда-то, говорят старожилы, перед погранзаставой было огромное футбольное поле. Но постепенно, сантиметр за сантиметром, его сточило, съело время. И уже в двухтысячных в это футбольное поле верится с трудом. Обломки заставы — на краю пропасти. Кажется, так было всегда.
По соседству, в паре десятков метров, — фрагменты японской галереи. Они первыми не выдержали натиска времени — и кое-что рухнуло. Ещё раньше исчез один из уцелевших быков. Тоже времён Карафуто.
Сейчас очередь дошла до заставы. Высокий берег под ней осыпается всё больше. И вот уже соскользнул первый обломок форпоста. Так что эта колоритная картинка — одноэтажный домик на краю земли и чайки — скоро поступит в распоряжение прошлого.
…Попасть на эту часть побережья с недавних пор не так просто. Огромный участок земли (ещё недавно тут были дачи и можно было свободно гулять), муниципалитет отдал под угольные склады. Сейчас на территории орудует техника, срезая ковшами любые неровности. Под шумок пропала и стела с красной звездой. Ещё немного — и землю обнесут забором. Он уже протянулся на десятки метров вдоль дороги.
Скоро привычным пейзажем тут будут горы угля.
И забор.
Алина Голоскок
Фото автора