Они называют себя «скоровиками», от слова «скорая». А ещё уверяют: у работников скорой медицинской помощи спокойных смен не бывает. И если за день нам не встретилась машина с красным крестом, пронзающая тишину улиц звуком сирены, это не значит, что кто-то в данный момент не находится между жизнью и смертью…
— Спасибо за поздравление, вам всего доброго, не болейте! — диспетчер углегорской станции скорой медицинской помощи Светлана Бердышева уже принимает поздравления с Днём медицинского работника, который в этом году будут отмечать
20 июня. Благодарные пациенты спешат поздравить своих спасателей заранее, ведь за помощью некоторые обращаются день через день: давление, аритмия, да мало ли болячек у людей.
Смена Татьяны Цымбал и Натальи Юриной на станции скорой помощи Углегорска — одна из самых молодых. Обе девушки местные, из Бошняково и Углегорска соответственно. После окончания Южно-Сахалинского медицинского колледжа обе вернулись в родной район: Татьяна — 10 лет назад, Наталья трудится с 2013-го. У каждой есть что вспомнить и рассказать о своей профессии.
Главное — не опоздать
Увы, не всегда скорая оказывается таковой. Зачастую промедления в оказании помощи не зависят от реакции и профессионализма медработников. В день встречи с корреспондентом УН оба фельдшера ещё находились под впечатлением недавней трагедии. Казалось бы, за годы работы многое видели и к смертям должны уже привыкнуть. Но нет, никак не выходит.
— Поступил вызов из одного государственного учреждения. У женщины остановилось сердце. Молодая, чуть больше 50 лет. Не успели. К сожалению, болезни в наши дни молодеют. Раньше инсультами и инфарктами страдали люди пожилые, сегодня стрессы и переживания бьют по молодым мужчинам и женщинам, — вспоминает об этом случае
с горечью Наталья Юрина.
За почти восемь лет работы Наталья приобрела опыт и уважение пациентов, а вот толстокожей и бесчувственной к чужой боли стать не получилось. Фельдшеру и сейчас не даёт покоя случай, который произошёл с ней в первые годы работы:
— Поступил вызов: у бабушки инфаркт. Приехала, только хотела приступить к осмотру, а родственники к больной не подпустили. По-разному уговаривала, ни в какую. Думаю запретили, потому что посчитали меня молодой и неопытной. Я вызвала второго фельдшера, но было уже поздно — бабушка умерла. Это был тот самый случай, когда я не сдержала слёз от обиды, ведь человека можно было спасти. К смерти никогда невозможно привыкнуть.
С тех пор фельдшер Юрина научилась укрощать свои эмоции. При любых, даже самых сложных ситуациях, — повышенная собранность и никаких слёз, все переживания, накопившиеся за рабочую смену, она оставляет для дома.
Всякое бывает
Работа «скоровиков» кроме всего прочего ещё и опасная. Бывает, от собак убегают, от неадекватных пациентов с ножами спасаются. Но есть в практике каждого и весёлые нестандартные случаи. Фельдшеры поделились ими.
— Как-то пришло сообщение от службы спасения: мужчина стоит на краю крыши, хочет покончить жизнь самоубийством, прыгнуть с высоты и разбиться. Мы помчались. Когда приближались, видели его на крыше, а подъехали — мужчины и след простыл. Передумал!
— Дело было зимой, у ребёнка поднялась температура. Дорогу до Краснополья перемело. Пока доехали, я сильно замёрзла. Захожу, спрашиваю: «У вас в доме водка есть?» А родители в ответ: «Водки нет, есть самогон!» Говорю: «Давайте!» Смотрю: они несут на подносе рюмочку с самогонкой и бутерброд с огурчиком — закусить. Говорю: «Да мне для ребёнка!» Они тогда вообще в ступор вошли: мол, самогоном ребёнка будете поить? Потом только поняли, что самогон нужен был для растирки.
Что в жёлтом чемоданчике?
С собой на выезд обязательно берут электрокардиограф и жёлтый чемодан с медикаментами весом килограммов 5–6. Говорят, первые пару вызовов его нести ещё легко, а вот к концу дежурства силы иссякают.
Смена фельдшера, как правило, начинается с проверки укладки. От того, как он всё проверит, зависит не только его дальнейший рабочий день, но и чья-то жизнь. Укладка медикаментов в чемодане внушительная. Кроме лекарств в ампулах есть перевязочный материал, жгуты, шприцы, катетеры, перчатки, инструменты. Недаром фельдшеров считают специалистами широкого профиля. Они и диагносты, и психологи, и сёстры милосердия, а ещё хирурги, терапевты и гинекологи. Моментально отреагировать на ситуацию, оказать первую медицинскую помощь и успеть довезти человека до больницы живым — вот их главная цель.
Своих сразу видно
Фельдшер Татьяна Цымбал после окончания медколледжа планировала получить высшее медицинское образование. Но жизнь решила по-своему. И она не жалеет.
— На самом деле трудиться на скорой очень интересно. Работать врачом я бы не смогла — не для моего характера. Фельдшер всегда в дороге, каждый день встреча с новыми людьми, хотя многих уже хорошо знаю, стали какими-то близкими.
Будь то человек без определённого места жительства либо чиновник высокого ран-
га — для фельдшера Цымбал разделения нет. Людей видела, как говорит, в их разных физиологических проявлениях, и для брезгливости в этом деле места быть не должно.
На углегорской станции скорой неотложной помощи каждый год работают практиканты из медколледжей. И опытный фельдшер сразу видит, из кого будет толк.
— У меня глаз намётан, — говорит Татьяна, — один практикант бегает за тобой по пятам, задаёт вопросы, на все вызовы выезжает — сразу видно, наш, «скоровик». А другой весь день сидит, в телефоне копается — в этом случае грустно становится: не ту профессию человек выбрал.
О работе фельдшеру даже дома трудно забыть.
— Переживаю сильно, когда больной отказывается от госпитализации, хотя вижу, что нужно. Потом после смены думаю, как он там, вдруг хуже стало, почему я не уговорила его лечь в больницу.
Сотрудники скорой помощи Углегорска говорят, что во время вспышки COVID-19 почти все они переболели. Многие переносили болезнь на ногах. Надевая защитные костюмы и изнемогая от духоты, фельдшеры скорой доставляли в инфекционную больницу Долинска до шести пациентов за смену.
С праздником, дорогие!
Краснополье, Никольское, Ольховка, Углегорск… За смену Наталья Юрина и Татьяна Цымбал облегчили страдания более 20 пациентам, нескольких доставили в УЦРБ. Под конец рабочего дня у обеих усталость великая. В этом случае добрые слова от пациентов как нельзя кстати. Значит, день прожит не зря.
— Я не знаю, как бы я жила без моих девочек, — говорит пенсионерка Калерия Григорьева, — всегда внимательные, вежливые, аккуратные. Для нас, пожилых людей, они — настоящие ангелы-хранители. От души поздравляю всех медицинских работников с профессиональным праздником. Здоровья вам, родные вы наши!
Снежанна Соколова
Фото автора