8 октября 2001 года погиб Володя Купенко. Это тот самый парень, чьё имя вместе с именами других шести солдат Углегорского района высечено на граните памятника воинам-землякам, погибшим при исполнении интернационального и служебного долга.
19-летний мальчишка погиб в мирное время. В смертельный момент он, не задумываясь, закрыл собой снаряд и спас жизни армейских товарищей. Рядовой Купенко просто не смог поступить иначе. До возвращения домой ему оставалось всего полгода…
Ольга, мама Володи Купенко, вот уже несколько лет как перестала перечитывать армейские письма сына. Больше нет сил рвать и без того измученное сердце. 18 лет прошло после его гибели, но время не лечит. Ольга иногда достаёт армейские весточки из тайного места, осторожно трогает бесценные конверты с родным почерком. Но открывать их не решается — ещё до безумия больно и страшно. А вот школьные дневники Володи рассматривает с удовольствием, они отвлекают от постоянного присутствия горя, воскрешают светлые воспоминания о детстве сына.
— По предметам пятёрки и четвёрки, а за поведение — что ни день, то двойки учителя ставили. Ну вот таким он был добрым балагуром, которому нравилось нарушать дисциплину, хотя всегда учился хорошо. Возможно, сыну не хватало мужского внимания. Его отец, мой муж Николай, умер рано, когда Володе было 14 лет. Сын как-то неожиданно тогда повзрослел, переложив на свои плечи заботу обо мне и младшей сестрёнке. Они похоронены рядом — Николай и Володя. Сын пережил отца всего на пять лет…
Обычное задание
О том, что в войсковой части Бурятии, где служил сын, случилась трагедия, Ольга, сотрудница углегорского отделения телеграфной связи, узнала сразу. Из всех новостных каналов звучало: 20 июня 2001 года близ посёлка Гусиное Озеро в Бурятии из-за попадания молнии загорелся крупный армейский склад боеприпасов. В момент происшествия на складе находилось порядка 2000 вагонов снарядов колоссальной мощности. В результате взрыва мины артиллерийские снаряды и ракеты оказались разбросаны по территории радиусом более 30 км.
Сердце матери словно предчувствовало беду. Ольга не раз звонила сыну в воинскую часть в город Кяхта и справлялась о ситуации. В ответ слышала неизменное: «Мамочка, не переживай, у меня всё хорошо!» В это время командир сапёрного отделения инженерно-сапёрных войск Володя Купенко с товарищами продолжал выполнять поставленную боевую задачу: обезвредить и вывезти разбросанные боеприпасы с территории части и населённых пунктов.
Здравствуй, мамулечка…
8 октября 2001 года Володя не должен был выезжать на задание. Но таков уж был у парня характер: в этот раз он, как когда-то в школе, не пугаясь «двойки» за поведение, дисциплину нарушил. Пошёл вместо друга, который вот-вот должен был уволиться в запас и готовился к отъезду домой.
В момент погрузки собранных боеприпасов в машину Володя услышал щелчок активированного детонатора на снаряде, находящегося в руках. В ту же секунду крикнул: «Всем бежать!» и накрыл собой снаряд… Потом из последних сил Володя чудом дополз до машины. А вокруг продолжали звучать взрывы, заглушая крики Володи о помощи. Только спустя несколько часов обнаружили его кроваво-израненное тело…
Героического земляка в закрытом гробу хоронили всем Углегорском. А когда измождённая от горя мать вернулась с похорон, в почтовом ящике её ждало письмо. Оно было из войсковой части в Бурятии от её ещё живого и жизнерадостного Володи: «Здравствуйте, дорогие мамулечка, бабушка, дедушка!.. У меня всё хорошо…»
Посмертно герой
Какие бы изменения не происходили в жизни Ольги Купенко за последние 18 лет, нерушимым остаётся одно: на столике у кровати всегда обустроено священное для матери место. В рамке — армейская фотография сына, рядом лежит присуждённый ему посмертно орден Мужества и стоит бюст Владимира Ленина, обновлённый серебрянкой. «Почему Ленин?» — уловила женщина вопрошающий взгляд.
— Мы с мужем назвали сына Володей не только в честь родственников. Основным посылом к этому стали такие великие люди, как Владимир Ленин и Владимир Высоцкий. Об их жизни мы часто сыну рассказывали, а песни Высоцкого он знал наизусть.
К четырём годам, хорошо зная стихотворение про то, как маленький Ленин «любил у проталинки по лужице по маленькой пускать кораблик свой», Володя мечтал стать моряком. А однажды, увидев в магазине бюст знаменитого тёзки, попросил бабушку его купить. Так и стал с тех пор этот бюстик семейной реликвией.
Четыре года назад Ольга побывала на месте гибели сына в Бурятии. Разные чувства тогда испытала мать. Великое непроходящее горе и неизбежное одобрение поступка своего мальчика — в тот момент он не мог поступить по-другому. Благодаря Володе Купенко остались живы такие же мальчишки, как он, которые сегодня имеют свои семьи, растят детей.
Из той поездки Ольга привезла снарядный осколок. Кто знает, возможно, это тот самый — роковой. В аэропорту, проходя через «кричащий» металлодетектор, женщину попросили избавиться от предмета, иначе не пропустят. На что мать солдата твёрдо сказала: «Не отдам, это с места гибели сына». Пропустили без лишних вопросов.
Жить дальше
18 лет прошло после смерти сына. Удивительно, но за это время, по словам Ольги, Володя только один раз ей приснился, несмотря на то, что она думает о нём постоянно.
— Было это лет шесть тому назад. На тот момент у меня сложилась непростая ситуация в жизни. Я потеряла работу. Поддержки от родных не было, потому что они умерли. Наступило отчаяние. Тогда приснился Володя. Он, как и в жизни, мне улыбнулся и сказал свою привычную фразу: «Мамочка, всё будет хорошо!» Знаете, сын помог мне вернуть силы, чтобы жить дальше…
Снежанна Соколова
Фото автора и из архива Ольги Купенко