С началом так называемой перестройки люди стали массово уезжать из нашего островного края, в том числе из Углегорского района. Закрывались производства, оставались бесхозными здания, пустели жилые дома… За несколько десятилетий брошенные строения обветшали и пришли в негодность. Картина усугубилась и после землетрясения 2000 года. Своим видом нежилые ветхие строения не только портили облик городов и сёл, производя впечатление военных разрушений и навевая уныние, но и стали представлять серьёзную опасность для прохожих и местных ребятишек, которые играли среди развалин.

Казалось бы, ломать – не строить, но всё это безобразие долгое время оставалось на своих местах, ожидая финансирования на демонтаж. И вот, как говорится, лёд тронулся. Причём ликвидация ветхих строений в районе в этом году идёт довольно активно. Хотя, следует отметить, дело это довольно затратное.

Как рассказали в администрации Углегорского муниципального района, на снос всего трёх объектов в Углегорске – больничного городка, дома № 44 по улице Свободной и дома № 25 по улице Победы – из областного бюджета было выделено порядка 30 млн рублей. Однако в результате торгов подрядчик уменьшил сумму контракта с 30 до 8 млн рублей. На сэкономленные 22 млн районная администрация провела торги на снос ещё шести объектов. И здесь тот же подрядчик выиграл контракт, уменьшив стоимость работ и выполнив их за 3,5 млн.

В результате было сэкономлено почти 19 млн – на эту сумму по той же схеме уже демонтированы или вскоре будут ликвидированы здания бывших «Сельхозтехники», мебельной фабрики, домов № 2 и 9 по улице Красноармейской, а также здания в микрорайоне бывшего посёлка Трудовик и семь строений бывшего мясомолкомбината, котельной по улице Победы в Углегорске и котельной в Шахтёрске.

Углегорск: на месте бывших зданий ЦРБ по улице Гужева. Фото Анны Билеги
Углегорск: на месте бывших зданий ЦРБ по улице Гужева. Фото Анны Билеги

Это здорово, что Углегорск расчищают, тем самым освобождаются площадки для новостроек, хотя, надо отметить, заняться строительством на заболоченной территории города никто из подрядчиков не спешит – невыгодно, говорят. Однако поиски подрядных организаций ведутся. Но, в общем, работа по сносу ветхих и аварийных зданий и сооружений проделана большая: руины, долгое время мозолившие глаза каждому, кто их видел, сравняли с землёй, похоронив вместе с ними негатив, который они несли, и вселив надежду на возрождение города.

По словам главы Углегорского городского поселения А. В. Яковлева, администрации УГП тоже были выделены средства из областного «кошелька» – порядка 4 млн 600 тыс. рублей – на снос дома № 7 по переулку Капасина. Аукцион объявлен, но подрядчик пока не определён. Этот дом демонтируют в ближайшее время, скорее всего, в январе 2016 года.

Многие аварийные здания в 2015-м ликвидировали и в Шахтёрске. Так, например, не стало зданий Дворца культуры, бывшего общежития по улице Интернациональной, пристройки к дому № 40 по улице Мира, недостроенного дома № 5 по улице Кузьменко.

Как рассказал глава Шахтёрского городского поселения А. Ю. Крупевский, прежде всего ликвидировали строения, угрожавшие жизни и здоровью граждан. Всего в Шахтёрске в 2015 году демонтировали шесть зданий на сумму 29 млн 350 тыс. рублей, и то в долг, не получив на эти цели из областной казны ни рубля.

И в Бошняковском сельском поселении разрушенный жилфонд демонтировали своими средствами. По словам главы БСП Газетдиновой И. А., денег из областного бюджета поселению для этого не было выделено, поэтому всё, что смогли ликвидировать в этом году – шесть ветхих частных домов, – сделано на средства поселенческого бюджета, без объявления конкурса.

Итак, вполне возможно, что в скором времени на месте ликвидированных руин в районе начнётся новое строительство.

АННА БИЛЕГА