Пенсионерка Алла Пирогова живёт в Углегорске в «благоустроенной» квартире на втором этаже трёхэтажного дома. При этом спит в двух тёплых кофтах, накрывшись поверх двумя одеялами и шубой. В шубе она ходит и по дому. В её квартире в доме № 19 по улице Приморской столбик термометра сейчас не поднимается выше 10 градусов…
Этот дом был заселён в далёком 1954 году. Сейчас его обитатели разделились на два противоположных лагеря: благополучный и «беженцев». Из трёх подъездов дома только жители первого живут в тепле и уюте. У квартиросъёмщиков «элитного» подъезда вставлены пластиковые окна и добротные двери. А после того, как два года назад на доме заменили кровлю, у них, похоже, кроме как к внешнему виду фасада, и вовсе нет особых претензий. В отличие от жильцов квартир в других подъездах.
– Рабочие, которые крыли крышу на нашей части дома, – делится Алла Анатольевна, – нам сразу сказали, что жить в этом доме опасно, перекрытия сгнили. Мы их словам сначала большого значения не придали – пока один рабочий не провалился с чердака прямо в квартиру!
Жильцы квартиры, в которую, словно снег на голову, упал мужчина, не стали дожидаться, пока на их головы рухнет весь потолок, и съехали. А вслед за ними покинули дом ещё восемь семей из двух подъездов. В итоге из 12 квартир жилыми остались четыре. Упавший рабочий словно разворошил пчелиный рой: потолочные перекрытия стали обваливаться в разных местах во всех пустующих квартирах. Алле Пироговой с семьёй бежать из этого жилья некуда. Два года люди из лагеря «беженцев» засыпают с одной мыслью: завалит или обойдётся?..
– Каждый раз ложусь спать и Богу молюсь, чтобы отвёл беду. Уснуть долго не могу, всё прислушиваюсь: в квартире над нами постоянно что-то падает и гремит, ещё там время от времени собираются бомжи. Из-за того что все квартиры вокруг пустые, в них не закрыты двери, разбиты окна, обвалился потолок, ветер гуляет, поэтому у нас дома холодно. Потолок буквально разрывает по швам, пол гниёт от сырости, а в углах плесень! Уже потрачено немало средств на замазку щелей. Жить в постоянном страхе и разрухе больше нет сил, – срывается с крика на плач пенсионерка.
Мы поднялись этажом выше: над квартирой А. Пироговой – брошенная квартира, в стенах – дыры. Но ещё больше мы удивились, нет – были шокированы, когда зашли в квартиру чуть правее на том же третьем этаже: посреди комнаты – рухнувшие перекрытия, в потолке – дыры! Открыт обзор на чердак. Такого мы ещё не видели!
…Снова спускаемся на второй этаж, где Алла Анатольевна показывает нам плоды своей двухгодичной(!) переписки с разными инстанциями. Она надеется, что власти, областные или местные, помогут её беде – переселят в другое жильё. В ответ получает такие письма: «В доме по адресу: г. Углегорск, ул. Приморская, д. 19, в целях реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области, на» в одах запланировано провести капитальный ремонт системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также ремонт кровли».
– Какие системы? Какой ремонт кровли?! – недоумевает женщина. – Я им про то, что квартира непригодна для проживания, они мне – про электропроводку!..
Чиновники не считают, что квартира непригодна для проживания. Мы – пенсионерке: «Так достаточно пригласить их в дом и провести, как и нас, по квартирам в этом подъезде».
Но 14 октября 2015 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации Углегорского городского поселения под председательством заместителя главы А. Ямлиханова, выдала Пироговой заключение о пригодности помещения для проживания.
Как такое может быть, когда кругом разруха?
– Так они только мою квартиру посмотрели, а в соседние и на третий этаж, где перекрытия рухнули, даже не поднялись, сказав: «А зачем?»
Мы обратились за комментариями к главе администрации УГП Алексею Яковлеву, который подтвердил, что гражданка Пирогова неоднократно обращалась к нему по поводу предоставления жилья взамен ветхого. На что он озвучил готовность снова направить комиссию для повторного обследования жилья. Более того, представители поселения несколько раз, по словам главы, выезжали по адресу. Но всякий раз дома (в квартире Пироговой. – Прим. ред.) никого не было.
Пенсионерка и глава поселения много раз общались лично в кабинете администрации, но встречи в злополучном доме так и не случилось. И продолжается это не день, не два и даже не месяц!
Послесловие
Два дня назад, 16 февраля, Алла Пирогова обратилась со своей проблемой к и. о. руководителя государственной жилищной инспекции по Сахалинской области Оксане Ковтонюк, которая вела приём граждан в Углегорске. Рассмотрев пакет документов Аллы Анатольевны и вникнув в суть проблемы, специалист сказала, что все точки над «i» расставит инспектор областной ГЖИ, который будет работать в районе с 24 по 26 февраля.
– По результатам обследования квартиры в доме № 19 по улице Приморской инспектор составит акт и направит его в муниципалитет, – сказала Оксана Ковтонюк на приёме. – Если специалист ГЖИ даст заключение о непригодности квартиры к проживанию, то комиссия Углегорского городского поселения обязана будет провести повторное обследование и в срочном порядке решить вопрос с переселением. Если проблемы с предоставлением жилья всё же возникнут, постараемся с заместителем председателя правительства Сахалинской области Александром Житковым решить вопрос о временном жилье из манёвренного фонда.
Ситуация непростая: на кону не то чтобы комфорт жителей, на кону – их жизни. Конечно же, у этой истории будет продолжение. И мы вам её обязательно расскажем…
Снежанна Соколова, Жанна Артёмова
Фото Снежанны Соколовой