Добрый день! Обращаюсь с вопросом к газете. На погранзаставе в Шахтёрске был памятник, который перенесли. Но там был ещё один памятник (фото приложено). Куда он делся?
Такое сообщение опубликовал наш читатель вчера в одном из углегорских чатов. Оставить это обращение без внимания мы не смогли. Ведь про объекты, которые до недавнего находились в районе шахтёрского порта, пишем давно. Вот, например, материал про исчезнувший фрагмент японского причала. А вот про рухнувшую японскую галерею.
Как правило, эти темы собирают множество просмотров и откликов. Такой читательский интерес объясним. В Углегорском районе не так много исторического наследия. И почти у каждого человека с тем или иным местом и объектом связано множество воспоминаний: счастливого детства, яркой молодости. Одним словом, жизни.
Беречь культурное наследие — значит, беречь саму нить жизни. Чтобы было о чём помнить и было что передать последующим поколениям.
К большому сожалению местных жителей, с недавних пор энтропия в шахтёрском порту увеличилась. По ощущениям — до скорости света. Вдоль автомобильной дороги неожиданно вырос забор. О том, что территория, по которой можно было свободно гулять, на замке, мне стало известно 16 февраля, когда по обыкновению я хотела пройти к морю. Подъехал автомобиль, из него вышел мужчина и попросил покинуть территорию. Диалог был максимально лаконичным.
— Здесь нельзя находиться. Это закрытая территория.
— Вы ошибаетесь. Я могу здесь находиться совершенно свободно.
— Это территория ВГК.
— С каких это пор?
— Я же говорю, земля Восточной горнорудной компании. Гуляйте в другом месте.
Уже тогда здесь орудовала тяжёлая техника. Через считанные недели окончательно сровняли с землёй дачный посёлок. По словам местных жителей, «Мисевра дал по 200 тысяч рублей и сказал уезжать отсюда». Люди и угольные склады — сущности несовместимые. Как видно, люди не в приоритете.
В начале марта тяжёлая техника сровняла с землёй здешний исторический объект — трубу эпохи Карафуто. Под хохот и улюлюканье тех, кого привлекли к демонтажу, 42-метровое сооружение рухнуло в Вечность. У многих жителей Углегорского района это событие отозвалось лишь горечью и сожалением: «Как будто целая эпоха ушла», «Это история, такое беречь надо. Вандалы…»
В начале марта уже особо никто и не скрывал, что землю «зачищают» под угольные склады. А значит, всё, что на ней стоит, обречено быть уничтоженным. Теперь дошла очередь и до стелы. Её тоже убрали ради угольных складов.
Вот она, на фото ниже, с красной пятиконечной звездой. Этот снимок сделан меньше года назад. Судя по всему, за стелой кто-то ухаживал: несмотря на близость моря (где-то три десятка метров), солёные ветры, снег и дожди, краска на ней была довольно яркая. А побелка — свежая. Какому событию посвящена стела? Кто и почему о ней заботился, не ленился ездить к морю, чтобы её подкрашивать? Ответ неизвестен.
Зато известно, что в 1945 году неподалёку от того места, где стояла стела, на берег высадился морской десант. Историки говорят, советские солдаты использовали для этого имевшийся тут выносной причал. В этот день, 16 августа 1945-го, под командованием Карама Петровича Тавхутдинова началось освобождение Углегорского района. Эти события навечно вписаны в летопись края и всего Сахалина. Потому что вписаны они — кровью.
Позже тут сформировали погранзаставу. На одном из архивных снимков есть и она — та самая стела. Вот такое место, с историей.
Правда, история самой стелы нам пока неизвестна. Когда её установили, зачем? По одной из версий, появление знака может быть как-то связано с погранзаставой. Впрочем, он мог появиться тут и намного раньше. Возможно, это была первая версия памятного знака, установленного на историческом месте высадки десанта в августе 45-го…
С лёгкой же руки угольщиков стела с красной звездой пропала. А вместе с ней — и часть нашей истории, часть нашего культурного наследия. Степень бесцеремонности, с которой обошлись с Памятью, не поражает. Она шокирует.
Ещё несколько лет назад никто бы такого не позволил. Многие наверняка помнят события, связанные с памятником в честь высадки советского десанта. Два года назад он стоял по соседству со стелой, метрах в десяти. Уже тогда памятник, судя по всему, стал сильно мешать угольщикам: сюда, к монументу, приезжали люди. И время от времени на постаменте сверкали багрянцем гвоздики — в цвет крови, пролитой советскими солдатами за освобождение Родины. Они смело пошли на врага и победили.
Благодаря общественному резонансу, неравнодушию местных жителей, людей, которые ценят историю и любят свой край, этот памятник тогда удалось сохранить: монумент перенесли через дорогу.
Но со стелой обошлись иначе. Её судьба неизвестна. Мы запросили комментарии в углегорской администрации и Восточной горнорудной компании.
И ещё. В классификации объектов культурного наследия есть такое понятие: выдающиеся места. Это территория, которая имеет ценность в том числе с исторической точки зрения. Место, где происходили важные события, достойные остаться в людской памяти. Ведь народ, не знающий своего прошлого, не имеет и будущего. Что останется в памяти углегорцев? Угольные склады, под которыми похоронили историю района? Похоже, именно так и будет.
…Вообще-то сожалеть принято о прошлом. Но в случае с культурным наследием в шахтёрском порту сожалеть приходится о настоящем.
Прошлое здесь — уже стёрли.
Алина Голоскок