Летом прошлого года у пенсионера из Шахтёрска Виктора Чупкова случилась беда: от тяжёлой болезни умерла любимая жена Раиса, с которой они прожили вместе 44 года.
Похоронили женщину на шахтёрском кладбище: «Из предложенных здешним смотрителем мест, — вспоминает Виктор Николаевич, — выбрал самое солнечное: на пригорке, рядом с дорогой». На могиле родные поставили тумбу с фотографией и установили железную оградку со столиком и скамейкой. «Оградку я заказал с расчётом, что когда наступит положенный срок, и меня рядом с Раечкой похоронят», — продолжает делиться пенсионер.
На годовщину смерти, к 15 июня, Виктор Николаевич планировал заказать и установить на могиле жены памятник, поэтому и решил сходить 23 марта на место захоронения: осмотреть его после долгой зимы, обговорить со смотрителем памятник. Мужчина знал, что центральные дороги на кладбище бульдозер от снега уже расчистил, в сугробах не увязнет.
А когда Виктор Николаевич поднялся на сопку, то схватился за сердце: а могилки-то… нет! Как оказалось, гусеницы бульдозера варварски вывернули с корнем, покорёжили и откинули в сторону металлическую оградку, перемололи надгробную тумбу с фотографией и сравняли с землёй могильный холмик. Смотритель кладбища тогда вразумительных объяснений по этому чудовищному случаю не дала: я тут ни при чём, спрашивайте с бульдозериста!
Спустя несколько дней Виктор Чупков и его дочь Елена написали жалобу в городскую прокуратуру и сообщили о случившемся в редакцию «Углегорских новостей».
Восстановил, да не там
Чтобы лично посмотреть на картину вандализма, корреспондент газеты вместе с пострадавшим 29 марта отправились на шахтёрское кладбище. Пока поднимались к могиле, Виктор Николаевич рассказал:
— Мне удалось узнать имя бульдозериста, который могилу раскурочил, он работает в «Шахтёрсккомсервисе», зовут его Владимир. Он не стал оправдываться: сказал, что из-за больших сугробов не разглядел оградку и во время разворота повредил её без всякого злого умысла. Обещал всё восстановить. Я и участковому уже сказал, что после возмещения ущерба претензий к бульдозеристу иметь не буду, хотя эта ситуация заставила меня сильно понервничать и поволноваться.
И тут, подойдя к нужному месту, мой собеседник неожиданно воскликнул:
— О господи, кто это сделал?!
Я не сразу поняла, в чём дело и что так могло его расстроить.
На месте стояла новенькая надгробная тумба, обшитая алым ситцем, на ней — фотография с указанием дат рождения и смерти Раисы Харитоновны Чупковой, аккуратный земляной холмик.
Было видно, что над восстановлением недавно повреждённого захоронения кто-то хорошо постарался, не хватало только ограды. Так что же привело в возмущение Виктора Чупкова на этот раз?
— Зачем он без меня сюда приходил? (Имея в виду бульдозериста. — Прим. авт.) Моя жена была похоронена в другом месте, в метрах трёх отсюда, вот и углубления от оградки хорошо видны.
Виктор Николаевич очень разволновался от увиденного: бульдозерист принялся восстанавливать могилу не в том месте, где она стояла до повреждения.
Такое у нас впервые
По заверению Андрея Нечепуренко, заместителя директора МБУ «МПО ШГП», в чьём ведомстве находится шахтёрский погост, столь вопиющий случай случился впервые:
— Для расчистки дорог на кладбище мы заказываем технику у «Шахтёрсккомсервиса». Водитель бульдозера этого предприятия чистит дороги зимой по мере надобности почти еженедельно, причём на протяжении трёх лет. И за этот срок подобных эксцессов ни разу не случалось. Бульдозерист хорошо знает, что съезжать на обочины центральной дороги в сторону могил он не должен. Что случилось на этот раз и почему водитель так неудачно развернул бульдозер, повредив захоронение, — непонятно, он и сам на сей счёт не может дать вразумительного ответа. Но вину свою признал и сказал, что раз виноват, то восстановит весь ущерб, причинённый этой семье.
Неужели это не всё?
Только, как выяснилось, пока нет никаких гарантий, что под гусеницами бульдозера не оказались ещё несколько захоронений. Хорошо осмотрев участки по обе стороны центральной дороги, Виктор Чупков высказал предположение:
— Как бы ещё и другие могилы не пострадали. Насколько я помню, вот здесь и там тоже стояли надгробные тумбы, а теперь их не видно, и следы от бульдозера кругом. А так это или нет, узнаем только, когда весь снег растает.
Остаётся лишь надеяться, что предположения Виктора Николаевича не подтвердятся.
Снежанна Соколова
Фото автора