Мы продолжаем следить за судьбой градообразующих предприятий Углегорского
района. Если ранее мы рассказывали о проблемах в «Сахалинуголь-6», где в настоящий момент введена процедура внешнего управления, то сегодня поговорим о компаниях «Углегорскуголь» и «Порт Углегорский».
Сокращения и переводы
В компании «Углегорскуголь» продолжает уменьшаться численность работников. После волны сокращений и перехода некоторых сотрудников в другую компанию на своём рабочем месте из более чем 200 человек остались лишь около 100.
О таком положении в компании нашей редакции рассказали бывшие работники предприятия.
К сокращениям компанию привело истощение запасов твёрдого топлива на разрезах «Углегорскугля». Новые запасы, имеющиеся у «дочки» «Углегорскугля» на Соболевском участке, компания предпочла попытаться продать китайским инвесторам. По имеющейся информации, месторождение оценили в 5 млн долларов. В эту сумму была включена стоимость уже проделанных подготовительных работ по устройству технологической дороги, сооружению складской площадки под добытый уголь. Но, насколько нам стало известно, зарубежные инвесторы не спешат выкупать месторождение.
Минимум запасов
Судьба некогда крупного работодателя Углегорского района — компании «Углегорскуголь» — на сегодняшний день туманна. Ранее генеральный директор Евгений Мейер связывал её будущее с разработкой участка «Юбилейный». Этих запасов, по его утверждению, могло бы хватить на работу компании ещё лет на 20. Конкурс на право добычи этого угля действительно прошёл ещё в январе нынешнего года, и Евгений Мейер на нём присутствовал. Но его участие сводилось к представлению интересов почему-то другой компании, а именно «Эс Ай Трейдинг». А вот почему «Углегорскуголь» не вышел на конкурс, неизвестно. В любом случае результаты того конкурса решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, отменены. Попытка ООО «Эс Ай Трейдинг» обжаловать это решение в кассационной инстанции также успехом не увенчалась. Суд оставил решение без изменения, то есть решение конкурсной комиссии аннулировано, и участок недр остался у государства.
Ветераны угольной промышленности Углегорского района прогнозируют закрытие компании. Собственно, об этом они говорили и ранее. По их мнению, запасы угля не должны приближаться к нулю. Так и неясно, почему «Углегорскуголь» вообще не участвовал в конкурсах на новые месторождения в последние годы.
Убрать за собой
Сейчас согласно действующему законодательству «Углегорскуголь» обязан провести рекультивацию земель, где велась промышленная разработка. Данные мероприятия достаточно затратные: по некоторым оценкам расходы могут составить сотни миллионов рублей, ведь площадь разрезов занимает около 300 га. В СМИ ранее проходила информация о подготовке проекта рекультивации разрезов «Углегорскугля», но в какой стадии находятся работы сейчас, неизвестно.
Вопрос рекультивации очень важен для жителей Углегорского района, так как целью таких мероприятий является улучшение состояния окружающей среды, восстановление продуктивности нарушенных земель и водоёмов. Процесс рекультивации делится на два этапа. В первый входит техническое выравнивание уклонов, снос технологических дорог. Это необходимо для создания приемлемых условий для высаживания деревьев. Собственно, второй этап и заключается в высадке деревьев. Учитывая огромную площадь нарушенных земель, отсутствие рекультивации приведёт к эрозии почвы и повышенному пылеобразованию.
А как же порт?
Судьба «Углегорскугля» напрямую влияет на благополучие другой крупной компании — «Порт Углегорский». Работники рассказывают о сокращениях и на этом предприятии. По имеющейся информации, здесь из примерно 160 человек свою должность смогли сохранить лишь 100 работников. Трудовая судьба остальных портовиков нам неизвестна.
Через углегорский порт отгружает уголь и Западная угольная компания, где генеральным директором также является Евгений Мейер. Объёмы добычи этой компании невысоки и колеблются на уровне 220–250 тыс. тонн в год. Это далеко не лучший показатель добычи на Сахалине. Таких объёмов явно недостаточно для полной загрузки порта. С другой стороны, сокращение портовиков говорит лишь о затяжном характере проблем с добычей. Ведь если добыча угля Западной угольной компанией предположительно должна вернуть общий объём отгрузки на прежние показатели, то зачем проводить сокращение штатов? Напрашивается вывод о планах на длительное снижение объёмов добычи и отгрузки. Переброска части сотрудников и техники из «Углегорскугля» в ЗУК значительно не подняла показатели добычи. В связи с этим «Порт Углегорский» загружен не полностью.
Желание продать имеющиеся запасы, неразработка новых и сокращение штата «Угле-
горскугля» лишь подчёркивают его бесперспективность. Кому захочется вкладывать средства в предприятие, где, кроме обязанностей перед государством, ничего нет? Возможно, поэтому один из учредителей — компания «Самсунг» — продала свои доли в «Углегорскугле» и в «Порту Углегорском».
Жанна Артёмова