В Углегорске снова собирают вёдрами мойву. Но, как оказалось, вместе с поводом для радости у местных жителей появился и повод для беспокойства: на побережье неподалёку от устья реки, питающей город, появился рыболовецкий стан. «Морской беспредел в Углегорске» — именно так озаглавили своё письмо в редакцию жители районного центра. Приводим текст сообщения.
«Морской беспредел в Углегорске! От лица жителей города Углегорска просим вас рассмотреть проблему, которую мы успели назвать „морским беспределом“. В 2016 году всему Сахалину Углегорский район был известен массовым ходом мойвы на берег, когда в течение длительного времени рыбу с берега добывали в промышленных масштабах. В этом году рыба также проявляет немалую активность. И на это сразу отреагировали организованные рыбаки южносахалинского „происхождения“, да настолько нагло, что организовали полноценный стан в черте города — в водоохранной зоне в устье реки Углегорки, с привлечением кунгасов и тяжёлой техники. А также — километровых ставников в море: от устья реки Углегорки их разделяют несколько сотен метров, техника беспрепятственно передвигается по берегу. В законности присутствия данных рыбаков есть множество сомнений. Жители Углегорска планируют в понедельник привлечь администрацию и прокуратуру, выставить законный пикет и запретить данным рыбакам выход в море. Также хотим добавить, что морская акватория является любимым местом отдыха для всех жителей Углегорска. Здесь гуляют горожане, занимаются пробежкой активные люди, приходят семьи с детьми, молодёжь любуется закатами и рассветами! В летний период это организованный пляж, где можно искупаться! Мы беспокоимся за свой район, ведь нам здесь жить! Будет ли рыба после таких наездов рыбаков? Уважаемая редакция, просим вас разобраться в данной ситуации! Спасибо!»
Конечно же, оставить без внимания это сообщение мы не смогли. Как нам рассказал начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району Николай Якобчук, недавно к ним действительно обратился рыбопромышленник из Макарова — Валерий Сафронов, с просьбой официально предоставить его организации участок для вылова мойвы. По договору в ближайшее время рыбаки выставят два невода: один в стороне Светлого Пути, другой — в районе Южного ковша (длина каждого невода 500 метров). Также Николай Якобчук рассказал, что с документами у организации всё в порядке. Что же касается перекрытого сетью устья Углегорки, это недопустимо — за соблюдением требований законодательства следят специалисты рыбоохраны.
Это официальная версия. Правда, она несколько отличается от той информации, которую нам озвучили непосредственно в самом стане. По словам Евгения Кузина, специалиста по снабжению ОАО «Сампкоэр» (именно этой компании, которая зарегистрирована в Анивском районе, принадлежит стан в Углегорске. — Прим. ред.), закон не нарушен. В качестве доказательства «Углегорским новостям» был предъявлен договор на пользование рыбопромысловым участком, а также два разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов. Одно, датированное 29 марта 2017 года, — на вылов 546,6 тонны мойвы и 60 тонн корюшки малоротной морской; второе, от 31 марта, — на добычу 500 тонн мойвы.
Оба разрешения выданы Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству за подписью и. о. руководителя управления И. Казбанова — сроком до 15 октября 2017 года. Однако, как нас заверил Евгений Кузин, уже до 15 мая стан будет свёрнут.
— В соответствии с договором, — добавил Евгений Кузин, — длина нашего участка (от южной оконечности озера Проточного до реки Окунёвки) составляет 22 км, ширина — 3 км. И закреплён он за нами аж с 2007 года. Просто раньше здесь рыбы не было, вот мы и не выставлялись.
Первую выловленную рыбу (в разговоре была озвучена цифра 2–3 тонны. — Прим. ред.) в стане обещали «подарить» городу (социальная ответственность бизнеса). Распорядиться ею, например бесплатно раздать ветеранам, хозяева стана предлагают местным властям. Правда, пока биоресурсы ещё только предстоит добыть: сейчас в море выставлены верёвки, неводы рыбаки лишь собираются забросить.
Что же касается претензии по поводу автотехники, которая в соответствии с требованиями федерального законодательства не должна располагаться ближе 200 метров от уреза воды (на фото видно, как кран поднимает кунгас прямо в устье Углегорки), Евгений Кузин возразил, что находится техника на берегу не постоянно, а лишь по мере необходимости: «А как по другому поднять кунгас?»
А вот претензия в адрес работников стана про грубое отношение к местным жителям, по словам Кузина, несостоятельна. Ничего подобного, заверил нас снабженец, и в помине нет. С нами, прессой, рыбаки говорили вежливо. Показное это или нет — непонятно. В любом случае: если вы столкнётесь с наглостью или грубостью рабочих стана — сообщайте об этом в редакцию по номеру 8 914 766-1-766.
Мы же в свою очередь хотим обратить внимание углегорцев, которые по случаю появления рыболовецкого стана хотят принять участие в пикете: для проведения такого рода мероприятий необходимо прежде получить разрешение властей. В противном случае оно будет считаться незаконным. И благие намерения неравнодушных жителей обратятся в правонарушения…
Между тем районная администрация организовала совещание по данному вопросу, куда приглашены представители всех заинтересованных лиц. Думаем, больше ответов на вопросы жителей мы получим именно на этом совещании. Кроме журналистов «Углегорских новостей» его посетит и представитель общественности — самый активный из рыбаков, написавший обращение в редакцию. О результатах совещания мы обязательно расскажем нашим читателям.
Алина Голоскок, Евгений Лобанов
Фото Алексея Пудовкина