Многие шахтёрцы недавно видели разгуливающих по городу двоих юных всадников на лошадях. Прохожие обступали их, рассматривали как нечто диковинное, умилялись грациозным животным, просили покататься…

Когда-то лошади были основным видом транспорта, пока их не вытеснили автомобили. А сегодня это явление стало настолько редким, что вопрос маленького мальчика: «Дядя, а лошадка настоящая?» – даже не удивил. Мы решили найти хозяина лошадей. Выяснилось, что в с.Ударном их выращивают на мясо. От этого стало немного не по себе. Но после беседы с фермером С.Ю.Федоренко стало понятно, что такие жертвы необходимы для всестороннего развития коневодства. К тому же в России продуктивное коневодство, поставляющее ценное диетическое мясо, составляет только 7 % от всего коневодства.

ЧЕМ-ТО НАДО ЖЕРТВОВАТЬ

– У меня нет породистых элитных лошадей, – говорит Сергей Юрьевич, – да и верховой ездой мы только в этом году начали заниматься. Для этого я закупил пять именно ездовых лошадок, конечно же не чистокровных, но кататься на них можно. В планах – взять чистокровных лошадей, создать школу верховой езды, организовать аттракционы по катанию детей на лошадях и туристические походы. Есть задумки и о лошадином «такси», ведь это – отличный вид транспорта в условиях бездорожья. Ещё у меня есть мечта – приобрести пони. А до этого я выращивал только мясные породы. Вот вы говорите, жаль лошадей на мясо, так и коров жаль, и курочек, но ведь людям нужно питаться мясом. А если есть потребительский спрос, то это направление нужно развивать, чем я и занимаюсь. К тому же это прибыль. На днях придётся зарезать жеребца, чтобы купить 7-местную карету. Будем в ней детей катать. Для этого я специально взял «бабушку» Диану. Возрастная лошадь более спокойна и безопасна для детей. Амуниция тоже не дешёвая, одно седло 50 тыс. рублей стоит.

Фото Анны Билеги

Как рассказал С. Ю. Федоренко, ездовые лошади содержатся в стойлах в конюшне, а мясная порода выращивается табунным способом в условиях, приближённых к природным, на естественных кормах. И поскольку такое содержание лошадей основано на развитии и поддержании инстинкта стадности, свойственного всем травоядным животным, у них происходит естественная выбраковка. Вот и сейчас один подросший жеребец гуляет в стороне. Его табун выгнал, потому что он вырос, превратился из жеребёнка в настоящего коня, а в стаде не может быть двух жеребцов. Его, видимо, и придётся забить.

– Я стараюсь не привыкать к лошадям, которые пойдут на мясо, – говорит фермер, – даже знать их не знаю. Жалко, конечно, но есть слово «надо». Если мы не забьём, не будет средств на сёдла, карету и другие необходимые вещи. Животных надо хорошо содержать: сено заготовить, овёс купить, ветеринарное обслуживание оказать. Чтобы развиваться, приходится чем-то жертвовать. Многие говорят, что мясо конины вкуснее говядины.

РЕДКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ

Всего у фермера С. Ю. Федоренко 23 лошади: два мясных табуна и пять ездовых лошадей. Хозяйство пополнится ездовыми лошадьми, как только достроят ещё одну конюшню. Фермеру ухаживать за животными помогают три девочки-старшеклассницы из Шахтёрска: Нина и две Эли. У каждой из них есть свои любимчики.

Нина ухаживает за мерином Маем и катается на нём, Эля никому не даст в обиду «бабушку» Диану, а другая Эля пока не катается, так как её воспитанница Санта ждёт приплода, но девочка очень трепетно ухаживает за своей любимицей. Красавец Алмаз, или Алик, – хороший скакун и фаворит сына фермера Ильи. А вот на «гламурной блондинке» Машеньке дети боятся ездить, уж очень она резвая кобылка, к тому же её пока не выпускают из стойла – лечат рану, полученную во время прогулки.

– Многие дети приходили, смотрели, катались, – говорит Сергей Юрьевич, – потом не возвращались, удовлетворив интерес. А эти девочки ходят каждый день. Они живут лошадьми и своё будущее связывают с ними. Сами учатся верховой езде и новичкам помогают освоиться.
Для Нины конный спорт – занятие не новое. Девочка каждое лето проводила в Хабаровске у тёти, которая работает в оздоровительном центре «Мустанг». Там она многому научилась и сейчас передаёт свой опыт подружкам.

Фото Анны Билеги

– В седле удобнее кататься, – рассказывает девочка, – но без седла как-то свободнее себя чувствуешь, и лошадь спокойнее. К тому же сёдла отличаются механизмом и посадкой. У Маши и Мая, например, конкурные учебные сёдла для новичков. У Дианы – пастуховое (кавалерийское), а у Алмаза – офицерское седло. Лошадь привыкает к одному наезднику, и она ведёт себя по-разному, если на ней катается не хозяин. У нас на конюшне есть специальные книги о лошадях: как правильно их чистить, кормить, о соревнованиях, об амуниции. Мы с удовольствием изучаем литературу и применяем знания на практике.

Девчонки увлечённо рассказывали и о кулинарных предпочтениях своих подопечных. Оказывается, лошади очень любят лакомства: сахар, морковку, яблоки, чупа-чупсы, соки и даже арбузы. Но самое любимое их блюдо – это детское пюре «ФрутоНяня».

ПОЛЦАРСТВА ЗА КОНЯ!

Животноводством С. Ю. Федоренко занимается 15 лет. А коневодство начал осваивать лет 10 назад, когда ему навязали первую лошадь. Вторую тоже навязали, продали её в придачу с граблями, которые фермеру были очень нужны. Затем один человек, уезжая навсегда из Лесогорского, продал Сергею Юрьевичу жеребца. Так постепенно к нему перекочевали оставшиеся лошади со всей округи.

Табуны сформировались сами собой. Два жеребца – Рыжий и Гриша – поделили между собой кобыл, образовав два табуна. Как и в дикой природе, каждый жеребец формирует своё стадо, поэтому, чтобы не было драк во время брачных игр, новых жеребцов, рождающихся в табуне, отправляют на забой через 1,5 – 2 года. А самое большое чудо, которое мне довелось увидеть на пастбище, – это маленькая лошадка Соня. Ей отроду четыре дня, а она уже так уверенно держится на ногах. Это милейшее создание. Кстати, Соней она стала буквально только что, имя ей на моих глазах придумали две Эли и Нина.

Фото Анны Билеги

Были времена, когда за коня отдавали полцарства. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Но несмотря на то, что живых коней заменила стальная конница, в мире не угас интерес к лошади. Так и Сергей Федоренко, который предпочитает давать лошадям человеческие имена и считает их интеллектуальными животными, возлагает на них много планов и надежд. И мы вместе с ним.

АННА БИЛЕГА

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ