Прошло уже более полугода с тех пор, как в Углегорске на базе детского дома открыт психоневрологический интернат.
С визитом — на концерт
Напомним, летом 2016-го новость о перепрофилировании социального учреждения грянула как гром среди ясного неба: взбудораженные этим сообщением углегорцы обращались в редакцию с одной-единственной просьбой — хоть как-то прояснить происходящее. Слово «психоневрологический» пугало если не всех, то многих: люди опасались подобного соседства, опасались за жизнь и здоровье своих близких, прежде всего — детей.
И вот, спустя несколько месяцев корреспонденты «Углегорских новостей» решили выяснить, кто же они — обитатели психоневрологического интерната? И самое главное — представляют ли они опасность для окружающих? Тем более и случай представился удобный: недавно в здании бывшего детского дома состоялся концерт.
…Свободных мест в актовом зале интерната оказалось немного. Зрителей собралось человек 40 максимум. Плюс несколько медсестёр. На сцене — вокалисты РДК «Октябрь» исполняли народные песни. За происходящим творческим действом местные обитатели следили по-разному: кто-то внимательно, кто-то — не очень. Одна из медсестёр попросила в зале не фотографировать: по её словам, яркой вспышки и звука затвора фотоаппарата кто-то из присутствующих может попросту испугаться.
Во время исполнения лирических композиций некоторые постояльцы интерната не могли сдержать слёз, а под ритмичные песни — раскачивались в такт музыке, хлопали в ладоши. Наиболее активные вставали со своих мест и принимались танцевать. В принципе, это всё — никаких эксцессов на концерте не произошло.
Какие они — жители этого дома?
После концерта корреспонденты «Углегорских новостей» пообщались с Олесей Варениченко, специалистом по социальной работе учреждения (с директором интерната Людмилой Михеенко удалось переговорить лишь после выходных). Кроме того, побывали журналисты в местной библиотеке — остальные помещения ввиду отсутствия руководителя для посещения оказались для журналистов закрыты.
— Мы стараемся как можно чаще занимать наших подопечных, организуем для них викторины, концерты, дискотеки, — рассказала Олеся Варениченко. — Всё своими силами: пишем сценарии, закупаем подарки, сами участвуем в роли актёров и ведущих. К слову, среди наших подопечных немало одарённых людей. Они поют, танцуют, стихи читают.
Слово — директору
Людмила Михеенко (ранее руководила детским домом) рассказала, что опасаться тех, кто живёт в интернате, совершенно не стоит.
— Психоневрологический интернат — это не психбольница. Среди наших подопечных много дееспособных людей — они абсолютно не представляют опасности для окружающих. Правильнее называть их людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности. Они неагрессивны, миролюбивы, многие по-детски доверчивы и наивны: поют, танцуют, с удовольствием рисуют, сами себя обслуживают. К тому же без сопровождения работников учреждения территорию интерната не покидают.
По словам Михеенко, большинству углегорцев, к сожалению, не угодишь: был детский дом — плохо, интернат — тоже плохо.
— Люди не хотят понимать ситуацию и разбираться в ней, — добавила она.
Возраст здешних обитателей — от 18 лет и старше. Сегодня здесь проживают 114 человек, причём мужчин больше, чем женщин. Принять интернат может до 150 человек. Но…
— Нужно сделать капитальный ремонт корпуса № 2 (спальные помещения, душевые комнаты, лестничная клетка). Работы много, а для её выполнения не хватает специалистов, — посетовала Людмила Михеенко.
Жизнь по распорядку
Интернат живёт по своему внутреннему распорядку. Посещать тех, кто здесь живёт, родственникам не запрещено: они могут забрать своих родных домой на выходные или на более длительное время.
— В будни в интернате работают врач-психиатр, терапевт и заместитель директора по медицинской части. Санитарки работают посменно, сестринский пост — круглосуточно, — рассказала Людмила Михеенко. — Врач назначает лечение в зависимости от диагноза, прописывает необходимый поддерживающий курс, ведёт наблюдение за состоянием здоровья подопечных. Ночью оказать квалифицированную помощь могут медсёстры — для этого они обладают достаточными навыками. Сейчас приняли на работу фельдшера, ищем тренера по ЛФК.
По словам директора интерната, весенние и осенние обострения у здешних обитателей случаются, но каждый из них находится под присмотром врача. Активно вовлекаются постояльцы в трудовую деятельность, но только на добровольной основе, с учётом заключения врача. Это и поддержание чистоты и порядка в комнатах, и помощь в уходе за теми, кто сам не может этого делать.
Досуг местных жителей вполне разнообразен: здесь есть музей, работает библиотека, постояльцы могут пользоваться гаджетами. В тёплое время года они с удовольствием выезжают на природу.
Светлана, 27 лет, постоялица интерната:
— Родители живут в Хабаровске, но я им уже давно не нужна, с ними не общаюсь. Я побывала в разных детских домах и интернатах. В углегорский попала в декабре прошлого года. Мне здесь очень нравится. Переезжать больше никуда не хочу. Здесь нескучно. Гуляю по территории, помогаю санитаркам, вяжу салфетки, кофты, носки. Связанные вещи ношу сама и дарю подругам или медсёстрам, люблю читать любовные романы…
На вопрос, есть ли у Светы мечта, она, смущённо улыбаясь, ответила утвердительно.
— Какая — сказать не могу. Но, надеюсь, она обязательно сбудется.
Юлия Корнева, Людмила Субракова
Фото Алексея Пудовкина и из архива интерната