Ситуация с весенним половодьем в Ольховке исправляется, но остаётся сложной

Весеннее половодье немного разжало тиски вокруг домов в Ольховке. Десятки частных домов по-прежнему окружены водой. Их жильцы с тревогой ждут потоп «в гости», а нанятая муниципалитетом техника постепенно расчищает русло реки.

Напомним, тревогу в понедельник забила жительница Ольховки Нина Байбородина. Она позвонила в ЕДДС и прислала в редакцию УН несколько видеороликов о подступающей к её дому воде. Из-за резкого потепления насыпавший за зиму снег быстро превращается в ручьи, которые заливают канавы и пустыри, угрожают домам и хозяйственным постройкам.

Во вторник, 6 апреля, на берегу реки начал работу экскаватор с длинной стрелой. Его арендовали в Южно-Сахалинске. Стандартная строительная машина для этих целей не подойдёт: высокие берега, большие расстояния, обычным ковшом не дотянуться. В первые дни спецтехника проходила по 100–200 метров и быстро ушла за границы села.

К сегодняшнему дню уровень воды в реке и на подтопленных территориях заметно упал, говорит Нина.

— Не знаю, связано ли это с похолоданием или работой на реке, но стало лучше, — рассказывает девушка.

Каковы причины?
Есть мнение, что весенний разлив усугубился из-за строительства Восточной горнорудной компанией угольного конвейера. В этом уверены некоторые жители Ольховки. Они пишут в соцсетях, что захламлённое, перекрытое в месте пересечения русло не пропускает массы воды.

На выходных люди увидели в русле наносы грунта вокруг будущих опор сооружения. Напомним, конвейер идёт от Солнцевского разреза к порту Шахтёрск. Его многокилометровая трасса пролегает вблизи села, проходя над рекой.

— Там, в районе корейского посёлка, стоят в воде сваи. И дома там сейчас тоже топит. Мы с трудом подъехали к месту по насыпи. Вся речка была засыпана, но потом немного вскрыли грунт, вода стала уходить, — говорит Татьяна Мясникова.

Но у представителей муниципалитета другая точка зрения.

— Делают всё в рамках проекта, я не думаю, что проектная организация, серьёзный институт, могла допустить просчёты в проектировании. Они всё предусмотрели, и, по мнению тех, кто реализует проект, никаких нарушений нет, всё в рамках проекта. Проблемы к данной ситуации отношения не имеют, — пояснил Николай Ковалёв, начальник отдела муниципального хозяйства, транспорта и связи администрации Углегорского округа.

Вячеслав Косицин, начальник отдела ГО и ЧС, отметил, что причина подтопления — огромное количество снега, выпавшего в этом году.

Тяжёлая техника расширила и углубила дно реки в месте прокладки конвейера. Хватит ли принятых мер — покажет время. По состоянию на 7 апреля в переполненном русле были видны груды земли.

«4 апреля произвели расширение и дноуглубление реки в месте прокладки конвейера, — комментирует ситуацию мэр округа Сергей Дорощук в своём аккаунте в социальной сети. — Для мониторинга паводковой ситуации в населённом пункте создана дополнительная оперативная группа. Сотрудники администрации проводят ежедневный осмотр русла водоисточников и территории села. Уровень воды в ручье Блудном и реке Тухлянке некритичный и продолжает падать. В районе заблаговременно была проведена большая подготовительная работа. Подчеркну, что мы готовы к любому развитию событий, готовы максимально эффективно отработать паводковый период. В случае возникновения экстренных негативных последствий от талых вод жителям необходимо обратиться в ЕДДС по телефону 8 (42432) 44-824».

Нужно всё-таки расчистить!
Проблемы с бывшим каналом Масурао копились десятилетия. Русло водного объекта забивается грунтом, мусором, остатками выломанных половодьем деревьев. Бесконтрольное строительство в русле, сбросы канализационных и технических вод. Река, которая могла быть украшением города, вызывает отвращение.

Шесть лет назад тогдашний муниципалитет взялся за приведение её в чувство. Выделили деньги, нашли подрядчика. Он должен был вычерпать со дна грязь, отбросы и слежавшийся ил, снести на берегах порядка 300 деревьев. Если бы проект реализовали до конца, большинства нынешних невзгод просто не было бы. Увы, работа была брошена на полпути, нужного эффекта получить не удалось.

Однако выход есть. В прошлом году муниципалитет заказал и получил проектную документацию для расчистки русел реки и ручья от наносов грунта и растительности. Изыскатели провели расчёты и выдали предложения для 2,4 км водохозяйственных объектов — от бани в Ольховке до устья реки.

Теперь осталось получить финансирование из областного бюджета на проведение этих работ. По сметам это 37,3 млн рублей, для региона — далеко не баснословная сумма. Причём деньги нужны обязательно в этом году, пока проект актуален. После пары разливов воды русло может неузнаваемо измениться, и изыскания придётся проводить заново.

Одну просьбу о деньгах в правительство Сахалинской области уже отправляли. Вскоре направят новую заявку. Может быть, после весенних изменений бюджета средства всё же найдутся.

Дмитрий Зелинский
Фото Евгения Мелихова