С пассажирскими перевозками до Шахтёрска и Бошняково — проблемы. Кто виноват?

Шахтёрцы недовольны перебоями в движении автобусов до райцентра. Жалуются на перевозчика и жители Бошняково. Об этих жалобах мы писали 28 июня: здесь — о шахтёрцах, здесь — о бошняковцах.

Со своей проблемой бошняковцы сначала обратились в аккаунт мэра Сергея Дорощука. Руководитель округа на претензию ответил, что «по состоянию на 28 июня рейсы Углегорск — Бошняково выполняются в соответствии с действующим расписанием». Жители же утверждают обратное, обвиняя чиновника во лжи.

Как всё устроено?
Пассажирские перевозки, как правило, убыточны. Стоимости билета, приемлемой для пассажира, недостаточно для покрытия расходов. Именно поэтому перевозчику выделяют субсидию из бюджета — чтобы не работал в минус.

Например, поездка из Углегорска в Шахтёрск сейчас обходится в 48 рублей (тариф устанавливает областная РЭК). В то время как экономически обоснованный тариф билета (в неё закладывается не только прибыль предпринимателя, но и траты на зарплаты сотрудникам, налоги, обслуживание транспорта, амортизацию и т. д.) — в районе 100 рублей, плюс-минус.

Вот эту разницу — между тарифом экономически обоснованным и тарифом утверждённым — перевозчику и доплачивают из бюджета. Без дотации перевозка автоматически становится глубоко убыточной.

Менее года назад обслуживание маршрутов из Углегорска до Шахтёрска и Бошняково, а также рейса до аэропорта выиграла ИП Евгения Десятова. С ней муниципалитет и заключил контракты.

Согласно документу дотация ИП Десятовой составляет порядка 12 млн рублей в год, то есть около миллиона ежемесячно. С недавних пор, как выяснилось, эти деньги предпринимателю выплачивать перестали.

Денег нет, но вы…
О проблемах с деньгами нашей редакции рассказал представитель перевозчика — Дмитрий Десятов. По его словам, по состоянию на 28 июня муниципалитет не выплатил ИП субсидию, предусмотренную муниципальным контрактом. Речь о сумме почти в 2 миллиона рублей, за апрель и май этого года.

— Проблемы с деньгами начались в марте, — говорит перевозчик. — Тогда субсидия пришла с задержкой. Мы насторожились. Но сейчас денег вообще нет, причём уже за два месяца. Разговаривали по этому вопросу и с Андреем Кияевым, он курирует транспортный вопрос, и с мэром Сергеем Дорощуком. Ответ один: денег нет. А в нашей компании только семь водителей на бошняковском, шахтёрском направлениях и рейсе до аэропорта. Плюс механик и кадровая служба. Всем надо платить зарплату. Пока этот вопрос стараемся решать. Но вот долги уже есть. Например, за топливо: порядка 1 миллиона рублей.

Дмитрий Десятов говорит: изначально была идея создать современное транспортное предприятие, которое бы раз и навсегда решило застарелую проблему с транспортной доступностью двух крупнейших населённых пунктов: Углегорска и Шахтёрска. Для этого купили новые «газели» (хотя администрация и предлагала видавшие виды пазики, на которых людей возило ещё АТП). Кроме того, пустили между Углегорском и Шахтёрском автобусы каждые полчаса (хотя по контракту такой рейс должен быть всего один — каждый час). Это помогло убрать нелегальных перевозчиков на шахтёрском направлении, которых долгие годы никто не мог победить. И наладить стабильное автобусное сообщение.

Как ситуация будет развиваться дальше, наш собеседник не знает. Говорит, жалобу в ФАС на невыплату углегорской администрацией ежемесячной субсидии, которая прописана в контракте, уже направили. Контракт действует до конца июля текущего года. Исполнять свои обязательства по нему перевозчик не отказывается.

— Кстати, нам задолжали не только по муниципальным контрактам, — продолжает Дмитрий Десятов. — Например, к нам обратилась вице-мэр Елена Органова — с просьбой возить студентов СахГТ без оплаты. Мол, после из бюджета района нам компенсируют затраты. Мы пошли навстречу, внедрили систему талонов — примерно как в соцзащите. Студент утром едет в СахГТ из Углегорска — отдаёт водителю талон. Вечером возвращается по этой же схеме. После мы собранные талоны передаём в администрацию для оплаты. До сих пор не получили ни рубля. Хотя суммы небольшие, в районе 35 тысяч рублей в месяц.

При полнейшем невыполнении собственных обязательств, продолжает Д. Десятов, администрация тем не менее не забывает о претензиях.

— Недавно Андрей Кияев скинул мне скрин обращения местной жительницы к мэру Сергею Дорощуку. Женщина спрашивает, почему из аэропорта автобус ходит раз в неделю, если самолёты прилетают семь раз. Кияев спросил, что ответить женщине. А что тут можно ответить, если муниципальный контракт был заключён, когда самолёт действительно летал раз в неделю? Соответственно, и автобус ходит по условиям контракта — раз в неделю.

Сейчас рейсы до Бошняково, между Углегорском и Шахтёрском осуществляются по расписанию, без каких-либо изменений, уточнил Д. Десятов.

Жалобы и деньги
Тема автобусного сообщения для Углегорского района — одна из важнейших. Чтобы добиться стабильности в этом вопросе, понадобилось немало времени. И вот — снова жалобы.

Мы обратились с вопросами к мэру Сергею Дорощуку. Однако он не стал давать нам комментарии и перенаправил за разъяснениями к вице-мэру Елене Органовой.

— Что касается денег, выплатить их предпринимателю муниципалитет действительно пока не может. Ни по муниципальным контрактам, ни за проезд студентов СахГТ. Надеемся, ситуация разрешится в сентябре, когда будут приняты поправки в областной бюджет, — рассказала вице-мэр.

Пока муниципалитет надеется на поправки, а перевозчик — на выплату контрактных сумм, жители Углегорского района тоже надеются. На стабильное автобусное сообщение и возможность добраться из одного населённого пункта района до другого без скандалов и нервотрёпки.

Алина Голоскок

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ