Потомок одного из первых коммунистов и почётных граждан Углегорска – о знаменитом деде

На стене – портрет вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, на сейфе – бюст его соратника Феликса Дзержинского. И в этом нет ничего удивительного. Начальник вневедомственной охраны Углегорска, подполковник полиции Артур Агнищенко – прямой потомок вожака комсомольской бригады лесорубов на Сахалине, одного из первых коммунистов и почётных граждан города Углегорска.

Потомок знаменитого комсомольца – Артур Агнищенко

– А что вы хотите? Мой дед – Василий Агнищенко. Его воспитание не прошло бесследно. Я вырос среди книг – полного собрания сочинений Ленина и томов Большой советской энциклопедии. Когда я в 19 лет стал коммунистом, мой немногословный дед был тронут, крепко пожал мою руку в знак одобрения. И это дорогого стоило…

Отряд «1200»
– У деда жизнь была нелёгкой. Родом он из Белоруссии. Смотрю на старые фотографии и понимаю, что его суровый характер сформировали жизненные трудности, отсюда – и жестковатые черты лица, которые сохранились до старости. Он был сиротой, служил с восьми лет в батраках. Первую поддержку в жизни получил с приходом Октябрьской революции от комсомола. Поэтому, когда в 30-х годах был объявлен набор 1200 комсомольцев, готовых отправиться на новостройки Сахалина, Василий Васильевич записался добровольцем.

Почётный гражданин Углегорска Василий Агнищенко

14 октября 1930 года пароход «Тобольск» встал на рейде порта Александровск. Тайга, кучами бурелома сползающая со скалистых берегов, городок – беспорядочная россыпь деревянных хибар, сильный ветер, низкие облака – так встретил остров добровольцев…

«Задача стояла ясная, – вспоминал о том времени Агнищенко, – превратить остров каторги в форпост социализма…» Конечно, осуществление этого плана оказалось делом более трудным, чем представляли себе безусые пареньки с парохода. Комсомольский десант состоял из грузин, украинцев, цыган, русских, армян, белорусов и представителей многих других национальностей некогда огромной советской страны.
Строители Агневского леспромхоза, среди которых был Василий Васильевич, шли пешком и ехали на лошадях к месту будущей работы 54 км. Хорошей обуви и тёплой одежды не было. Селились в землянках, в которых стояли нары в два этажа и горели коптилки с жиром. Бригадой ходили на медведя. Из всего вооружения – одна берданка и 20 рогатин. Кубометры ценной древесины ложились в штабеля, а потом уходили на внешний рынок.

– Дед рассказывал, что когда к ним в тайгу приехали руководители леспромхоза, они решили, что работать в таких тяжёлых условиях всё же нельзя. Однако комсомольцы отказались уезжать и, как говорил дед, решили поставить себе на службу луну – стали работать не только днём, но и ночью. Ещё успевали учиться – грамотный учил неграмотного, ставили агитационные пьесы для местных жителей – нивхов. Всем добровольцам было чуть больше 20 лет, они были молоды, по-своему наивны, поэтому решали всё сразу, штурмом и натиском. Начало было трудным, но оно состоялось, и в нём принял участие мой дед.

В 1941 году коммунист Василий Агнищенко получил удостоверение № 1 председателя исполкома Восточно-Сахалинского райсовета депутатов, трудящихся в Ногликах. Двумя годами позже стал членом Международной организации помощи борцам революции.
– Дед говорил, что во время Великой Отечественной войны он неоднократно просился на фронт, но его, активного партийного работника, не отпускали. Тогда он возглавил партизанский отряд, который в случае нападения японцев был готов в любой момент встать на защиту северной части острова. Я храню удостоверение, где написано, что командиру партизанского отряда Василию Агнищенко был выдан наган.

Углегорск советский
В 1946-м, в год образования Углегорского района, семья Агнищенко с четырьмя детьми приехала жить в Углегорск. Через 20 лет, 4 ноября 1967 года, по решению Углегорского городского Совета депутатов трудящихся Василию Агнищенко «за заслуги по освобождению от японских милитаристов, установление Советской власти в городе, долголетнюю и безупречную работу по восстановлению и развитию народного хозяйства района» было присвоено звание почётного гражданина города Углегорска. Вместе с Агнищенко в тот год этого звания были удостоены заместитель директора бумзавода М. Барсуков, заведующий дорожным отделом горисполкома Ф. Матвеенко и ответственный секретарь редакции газеты «Ленинское слово» (ныне – «Углегорские новости») М. Дубровский.

Приглашает Сахалин
Осенью 1967 года в редакцию журнала «Советский Союз» пришло письмо. Машинист паровоза целлюлозно-бумажного завода из Углегорска писал: «Дорогая редакция! До сих пор я храню номер журнала «СССР на стройке» за 1934 год. Этот номер рассказывает о Сахалине в первые годы социалистического строительства и о новосёлах-комсомольцах, одним из которых был и я. С тех пор прошло 33 года… не самое ли время сличить наши юношеские мечты с их воплощением? Приезжайте, не пожалеете!» А через несколько месяцев журнал опубликовал статью под заголовком: «Приглашает Сахалин. Путешествие по маршруту, предложенному Василием Агнищенко». Сахалинский город Углегорск тогда прославился на всю страну. Побывали корреспонденты и на том лесоучастке Александровского леспромхоза, где когда-то молодым комсомольцем работал Агнищенко. В 1967 году, спустя почти треть века после высадки комсомольского десанта, предприятие давало 80 тыс. кубометров леса в год, а ручной труд заменили трелёвочные тракторы, погрузчики, мощные МАЗы.

Рождённые революцией
– Да, освоение Сахалина далось моему деду и его единомышленникам нелегко. Но они сами выбрали такой путь – принять участие в обновлении далёкого края. К тому же они видели плоды своего труда, наблюдали, как остров постепенно развивался, поэтому Сахалин становился для них второй родиной.

На Сахалине у Василия и Клавдии Агнищенко родилось десять детей, шестеро из них появились на свет в Углегорске. На сахалинской земле росли их внуки и правнуки.

– Сегодня не получится пересчитать всю династию Агнищенко. Нас, потомков комсомольца-первопроходца, много: в Углегорске, на всём Сахалине, по всей России и даже за рубежом. В прошлом году в Углегорск из Англии со своей семьёй приезжала Татьяна, по-моему, она мне приходится троюродной тётей. Мы ездили на рыбалку, бродили по сопкам. Её дети говорят на ломаном русском, но при этом из рассказов матери они знают, что их предок был человеком известным.

В 1978 году, будучи на пенсии, поставив на ноги детей и внуков, Василий Васильевич принял решение вместе с супругой уехать в Белоруссию. Что его заставило переменить место жительства, внук сказать затрудняется:

– Скорее всего, дед захотел вернуться на Родину, туда, где его корни. Они с бабушкой купили в Белоруссии дом, обзавелись хозяйством. Приезжали в Углегорск к нам в гости. А потом случилась страшная трагедия – взрыв на Чернобыльской атомной станции.

Родные считают, что радиация, которая после взрыва распространилась по территории Украины, Белоруссии и России, сильно подкосила здоровье Василия Васильевича – в 1990 году в возрасте 79 лет его не стало. Через год после его смерти не стало огромной страны, за которую комсомольский вожак терпел лишения на Сахалине, – Советского Союза… Василия Агнищенко похоронили на земле, на которой он прожил меньшую часть своей жизни. Но и в Белоруссии он был человеком, о героическом прошлом которого все хорошо знали, оставался активным партийцем.

После смерти Василия Агнищенко его супруга Клавдия Григорьевна вернулась обратно на остров. Жену вожака комсомольской бригады лесорубов дети похоронили на кладбище в Углегорске шесть лет спустя после смерти мужа…

Снежанна Соколова
Фото автора и из архива краеведческого музея

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ