Один из главных православных праздников, Крещение Господне, в наступившем году отметили по-новому: была служба в храме и люди окунались в иордань. Однако в привычный ход событий вмешалось несколько досадных помех.
Главное отличие — любители окунуться в прорубь не смогли сделать это в обычное время, после богослужения. В прежние годы после всенощного бдения в церкви Владимирской Иконы Божией Матери из Углегорска и Шахтёрска глубокой ночью отходили автобусы. Они привозили священника и прихожан к купели на реке Надеждинке. Батюшка освящал её, люди погружались в воду, после чего возвращались домой задолго до рассвета.
Новый план
В этот раз, напомним, всё пошло не по обычному сценарию. Сначала районные власти неделю назад приняли решение о переносе купели на озеро Чёрное (Корейское). Мотивы были самыми благими: ближе к райцентру, удобное илистое дно, санитарно-гигиенические показатели воды в норме. Однако накануне, когда иордань уже была готова, люди в социальных сетях подняли шум из-за масляных пятен на поверхности воды. Предварительные обследования показали отсутствие опасных загрязнений в озере: есть лабораторное заключение от 28 декабря. Однако близость дороги и жилых домов многие назвали достаточными основаниями для того, чтобы считать Чёрное грязным. «Говорят, это водоём, в котором моют автомобили все кому не лень», — писали в телеграм-канале «ЧП Сахалин». Вполне разумные доводы о том, что плёнку могла оставить бензопила, которой резали лёд, действия не возымели.
Уже вечером мэр Сергей Дорощук разместил в соцсетях письмо за подписью начальника местного отдела Роспотребнадзора Юрия Стиплина. В нём сообщалось, что наличие маслянистой плёнки в крещенской купели подтверждено визуально. Это «может свидетельствовать о наличии остатков нефтепродуктов в воде водоёма, наличие которых представляет опасность для здоровья людей». Надзорное ведомство сочло невозможным организовать в озере купания и предложило перенести её в другое, безопасное, место.
— Мы не можем принять даже небольшой риск, когда речь идёт о здоровье людей. Озвученные мною ранее факты о Надеждино негативны, но мы принимаем это компромиссное решение как единственно возможный сейчас вариант, чтобы не отказываться от проведения праздника в этом году совсем, — заявил С. Дорощук, сообщая о переносе купели на старое место.
Старая добрая иордань
Подготовить безопасное для купания десятков людей место — не такая простая задача, как кажется. Вечером 18 января, за несколько часов до начала службы, на реке Надеждинке начали работы. Очистить площадку от снега, вырезать прорубь, укрепить в ней деревянный настил с поручнями, установить палатки с пунктами обогрева, протянуть освещение, подготовить медиков, полицию и спасателей — всё это экстренно организовывали. Из-за этого время окунания в купель перенесли на полдень 19 января.
Служба в храме прошла без сюрпризов. Её вёл новый в Углегорске священнослужитель — иерей Евгений. Он отслужил литургию, освятил воду и окропил святой водой прихожан — всё как обычно. В 10:00 батюшка поехал на купель, и вот тут в происходящее вмешался новый фактор. Случившееся на трассе перед Шахтёрском ДТП с КамАЗами перекрыло проезд. Несколько часов из-за опрокинутого прицепа и груд рассыпанного угля машины объезжали место аварии через Ударное.
Неразбериха и крюк в десяток километров, к счастью, не сорвали мероприятие. Отец Евгений освятил прорубь, после чего верующие и любители зимнего купания смогли окунуться в реку. За процессом наблюдали спецслужбы. В палатках у иордани для людей открыли тёплые раздевалки и приготовили горячий чай.
Людей на Надеждинке в течение дня было немного. Кто-то передумал ехать из-за ДТП на трассе. Очень многие в это дневное время работали. А кого-то, как местную фитнес-группу, заставил отказаться от планов пресловутый COVID-19: одни переболели пневмонией, другие не хотели подвергаться риску.
Иордань на реке всё ещё открыта и готова принять верующих сегодня до 24:00. Тем временем, Роспотребнадзор проведёт исследование проб, взятых в озере Чёрном. Об их результате «Углегорские новости» обязательно сообщат, когда они станут известны.
Дмитрий Зелинский
Фото Александра Мамаева