Страховка… Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! В хрестоматийных строках классика мы заменили лишь одно слово — и как современно они зазвучали! Современно, потому что сегодня получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности в Углегорском районе — всё равно что решить головоломку, решения у которой нет. За последние три недели редакцию «УН» накрыл шквал обращений с единственным вопросом: почему в Углегорском районе невозможно оформить страховку? И вообще — что происходит?
А за презент — пожалуйста…
Жительница Углегорска Ольга — одна из тех, кто обратился в редакцию. По её словам, с проблемой получения ОСАГО столкнулась недавно, когда на семейном совете было решено приобрести автобус.
— Автобус мы купили, а вот застраховать не смогли — ни в Углегорске, ни в Южно-Сахалинске, ни через интернет. В компаниях, которые занимаются выдачей страховок, вразумительно объяснить причину отказа не смогли. Лишь недвусмысленно намекнули, что автобус принадлежит не юридическому, а физическому лицу. Однако какая связь между владельцем транспортного средства и выдачей полиса, для меня по-прежнему загадка.
Что теперь делать с приобретением, Ольга не знает:
— Сейчас автобус просто стоит — не ездить же без страховки. Не зная масштабов проблемы, мы взяли кредит и купили обычную легковушку. Машину брали на юге острова, за полисом отправились в Южно-Сахалинск. Предварительно позвонили в одну из страховых компаний — ВСК, работник которой уверил, что ОСАГО мы получим без проблем. Однако в офисе нам сообщили буквально следующее: «Сожалеем, но это невозможно. У нас программа слетела». Отказы с аналогичной формулировкой — «программа слетела» — получили и в других компаниях. Перебрали всех страховщиков: единственная компания, которая сегодня оформляет полисы в Южно-Сахалинске, — СОГАЗ.
По сообщению федеральных СМИ, подобную причину крупные страховые компании озвучивали в конце марта и начале апреля этого года. Тогда, как пишет интернет-издание Газета.Ru, «сразу несколько крупных страховщиков заявили о таинственных сбоях, из-за которых автовладельцы не могли приобрести электронные полисы».
В СОГАЗе, по словам Ольги, история развивалась по не менее интересному сценарию.
— В офисе компании постоянно дежурит две очереди: одна — это прежние клиенты СОГАЗа, которым нужно продлить полис; другая — те, кому необходимо переделать страховку, ранее выданную в другой компании. В этот «хвост» люди выстраиваются с пяти утра. А обслуживает клиентов почему-то лишь один специалист. И, как предупредительно уведомляет надпись на двери кабинета, — от 40 минут на посетителя. Ежедневная проходимость клиентов минимальная, на вопрос, почему нельзя увеличить штат специалистов, директор конторы лишь отмахнулся. Проторчав с мужем весь день в офисе СОГАЗа, полис мы так и не получили: не помогли ни уговоры, ни просьбы войти в положение — как-никак приехали из Углегорска, где получить ОСАГО в принципе невозможно. Самое обидное, прямо на наших глазах в кабинет за полисом нагло прошмыгнул мужчина с пакетом. Пакет остался в кабинете у сотрудницы СОГАЗа, а сам внеочередник удалился — как потом выяснилось, полис за презент он ожидал на первом этаже. Обычным смертным услуга недоступна, а вот за подарок от «своих» — пожалуйста!..
Завтра — это когда?
Ситуация в Углегорске, где расположен офис единственной во всём районе страховой компании ВСК (раньше их было три), накалилась до предела. Компании закрылись, а клиенты — остались. Получить новую страховку в ВСК они не могут — «программа не пропускает».
— В середине августа у рабочего автомобиля истекла страховка, — рассказывает сотрудник одного из крупных учреждений Углегорского района. — Каждый день обращаемся в офис местного страховщика. И всегда — отказ. С уже поднадоевшими формулировками: «программа не пропускает», «приходите завтра», «приходите через неделю». Но не меняется ровным счётом ничего ни завтра, ни через неделю. А машина нужна нам как воздух…
Хочешь ездить? Иди!
Прокомментировать ситуацию мы попросили сотрудника одной из крупных страховых компаний, имеющей филиал на Сахалине. По его словам, головной офис компании ввёл ограничения на выдачу полисов: количество новых клиентов ограничено до нескольких единиц в месяц. И лишь прежним клиентам полисы пролонгируют без проблем.
— Страховые компании не раз заявляли, что ОСАГО убыточно, — уточнил собеседник. — Именно поэтому сейчас они ищут новые механизмы повышения тарифов. Некоторые дополнительно к ОСАГО пытаются навязать клиентам обязательное страхование жизни. Безусловно, рано или поздно ситуация разрешится — скорее всего, путём повышения цен. Сейчас же страховщики делают всё, чтобы количество новых клиентов свести к минимуму. Распоряжения об этом поступают из Москвы, где расположены головные офисы всех крупных страховых компаний.
По сообщению пресс-службы одной из крупнейших российских страховых компаний «АльфаСтрахование», две трети регионов страны убыточны по ОСАГО: на конец первого квартала 2017-го бизнес по ОСАГО в 49 регионах РФ из 85 приносил убытки.
— Что делать человеку, который купил новую машину или раньше обслуживался в другой страховой компании?
— Люди стали заложниками ситуации. Единственный выход — на время забыть об автомобиле и передвигаться пешком. А если и ездить — то только на свой страх и риск. Зная о проблемах с выдачей страховок, некоторые сотрудники ГИБДД используют ситуацию, чтобы «накосить» побольше штрафов. Самое интересное — законно ли происходящее? Человек готов соблюдать правила и оформить страховку, но лишён такой возможности. Вместо того чтобы вмешаться, государство его штрафует.
Как нам стало известно, проблемы с выдачей страховок (с использованием всё той же формулировки «программа слетела») существуют также во Владивостоке и Хабаровске. Вот такой дальневосточный автотупик.
Алина Голоскок