Календарная весна хоть и наступила, но забывать о тяготах сахалинской зимы рано: наверняка будут ещё бураны, а уже выпавшему снегу таять не меньше полутора месяцев. Кое-какие промежуточные итоги борьбы с сугробами в Углегорском районе подвести уже можно.
Минувший холодный сезон выдался аномальным. Метель началась 15 декабря и продолжалась с разной интенсивностью больше месяца — до 22 января. По данным местной метеостанции, снега за это время выпало в 7 раз больше, чем за тот же период год назад. По другим критериям — на 77 % больше нормы. По ощущениям и рассказам жителей, это был снежный армагеддон, не меньше.
План и реальность
Плотная городская застройка не рассчитана на обильные осадки. Метель создаёт крепкие снежные завалы, перекрывая проезд. Складировать снег на зелёные зоны запрещено: он сломает кусты и замусорит газон. Пустырей, пригодных для хранения многотонных сугробов, в жилых кварталах мало. Да и их нужно к весне освобождать, иначе не избежать половодья в микрорайонах. Во время и после метели тяжёлая техника (грейдеры и погрузчики) сдвигает выпавшее на обочины, открывая проезд. Затем на грузовиках вывозят снег на специальные площадки: в Углегорске — полигон ТБО и район бумзавода, в Шахтёрске — овраг недалеко от ВГСЧ. Объём уже перевезённого на них приближается к 60 тыс. кубометрам. Если считать самосвалами средней вместимостью 15 кубов — почти 4 тыс. рейсов.
Андрей Кияев, новый директор МБУ «УДТХ», говорит, что это беспрецедентно. Если по количеству осадков эта зима обгоняет прошлую всемеро, то по масштабу вывезенного — минимум в 20 раз. Год назад снега было немного, его достаточно было просто сдвинуть. На свалки тогда попало всего около 2 тыс. кубометров оттуда, где он действительно мешал. Нынешние декабрь и январь прошли в постоянной борьбе со снегом за проезжую часть. По нормативам муниципальная техника обязана в первую очередь в шестичасовой срок обеспечить проезд по центральным улицам, доступ к объектам жизнеобеспечения и социальным учреждениям. На второстепенные улицы даются сутки, на расчистку внутриквартальных проездов ко дворам — 48 часов. После этого можно оказать помощь в расчистке дворов многоквартирных домов (МКД).
Но это по плану. Так как снег постоянно выпадал и его переносило ветром практически без остановки, техника на дорогах «засела» накрепко. В районе — 14 населённых пунктов с расстоянием между некоторыми в десятки километров. В общей сложности это больше 170 км дорог, а ещё 177 территорий МКД. И если с проездом по улицам и трассам проблем почти не было, то состояние дворов вызвало наибольший негатив минувшей зимой: гневные посты в соцсетях и даже угрозы создания петиций за отставку властей.
Двор — забота не муниципалов
Придомовая площадка — зона ответственности управляющей компании. Муниципалитет к ней отношения не имеет. При этом в тариф на содержание МКД, то есть ту самую графу, плата по которой идёт на счёт УК, не входит уборка снега. Максимум — дворник с метлой и лопатой, очистивший крыльцо подъезда. В «управлялках» нет собственной снегоуборочной техники и свободных денег на её аренду. В Южно-Сахалинске несколько лет удачно работает система, по которой местный бюджет компенсирует УК их затраты на вывоз снега из дворов. Но это богатый областной центр, у нашего муниципалитета таких средств нет. Единственная надежда коммунальных предприятий и жильцов — дождаться «муниципалов», закончивших работы на дорогах. Если действовать по плану, это случится спустя двое суток. Однако аномально снежная зима долго не позволяла отдать технику с дорог во дворы. Застрявшие автобусы, недоехавшие машины скорой помощи или пожарных, пустые полки в магазинах, угроза выхода из строя котельной — цена такого решения слишком высока.
На балансе УДТХ сейчас 25 единиц спецтехники: 7 погрузчиков, 6 грейдеров, 2 бульдозера, 3 самосвала, 2 снегоротора и 5 КДМ (комбинированная дорожная машина). Все они отечественного производства разного возраста и степени износа. Грузовики отличаются небольшой для вывоза снега грузоподъёмностью: самый крупный 10 кубов, другие ещё меньше. Выпавшие на улицы и дворы района осадки им вывозить до лета. КДМ с их щётками и небольшими отвалами в принципе не особо полезны при мощных снегопадах. А главная общая черта всей техники — при запредельных нагрузках, многочасовой ежедневной работе она часто ломается. Сейчас в ремонте 9 единиц, без малого треть. И если снегороторов и грейдеров хватает, то самосвалов и погрузчиков оказалось критически мало.
Чтобы справиться с ненормативными объёмами снега, муниципалитет арендовал технику у предпринимателей. Это 15 машин для Углегорска и Шахтёрска: десять крупных грузовиков и пять погрузчиков. По самым предварительным расчётам, на оплату их найма придётся потратить не менее 20 млн рублей. Этих денег в небогатом районном бюджете нет, их не планировали. Естественно, работу сторонней техники оплатят, но помочь администрации избежать появления дыры в местной казне в силах только правительству области. У министра ЖКХ Наталии Куприной финансовую поддержку на эти цели попросили 22 февраля.
Перспективы и возможности
Притом что за счёт бюджета МБУ «УДТХ» за последние годы купили несколько единиц техники, дефицит машин есть. Непредвиденные расходы на расчистку дворов лягут тяжким бременем на предприятие. Возможно, придётся отказаться от планов на покупку нескольких самосвалов за счёт собственных средств, говорит А. Кияев. Если будущая зима выдастся снова снежной, проблем не избежать.
Есть ещё вариант решения проблемы — действенный, но точно непопулярный. Управляющие компании при согласии собственников жилья на общих собраниях могут увеличить тариф, включив в него затраты на уборку снега во дворах. Путь этот небыстрый, но эффективный. Даже при малоснежной зиме собранные деньги пойдут на полезные дела, мало ли их можно придумать. Другой способ — собирать деньги с жильцов на разовые акции по расчистке. Некоторые жители Углегорска так и поступили, предпочитая чистый двор долгому ожиданию.
Впереди март, который редко обходится без одного-двух циклонов. Тем временем у МБУ «УДТХ» ещё полно работы: не меньше 20 тыс. кубометров снега нужно вывезти из дворов и с пустырей. А ещё надо повсеместно начинать освобождение приёмных решёток ливневой канализации, чтобы улицы не «поплыли». При самых оптимистичных прогнозах, если сильных осадков не будет, последствия зимы ликвидируют за 2–3 недели.
Дмитрий Зелинский
Фото Александра Гагаркина