8 ноября 83-летнюю жительницу Углегорска Надежду Степановну Сырыгину на скорой увезли в отделение реанимации УЦРБ. У женщины критически подскочило давление и её частично парализовало. То, что случилось с жительницей Углегорска, — неудивительно. И вовсе не старость здесь стала основной причиной ухудшения здоровья, а прежде всего — продолжительная бессонница…
Больше года жильцы одной из пятиэтажек по улице Свободной живут в состоянии стресса и безысходности. Со своей проблемой они до сегодняшнего дня продолжают оставаться один на один. Ни административные, ни правоохранительные органы помочь им не в силах. А главное — суровая Фемида и та не на их стороне. Одна из жительниц этого многоквартирного дома, состоящая на учёте у психиатра, в буквальном смысле затерроризировала жильцов всего подъезда.
Покой им только снится
После того как два года назад гражданка Е. поселилась на верхнем этаже этого дома, здесь стали происходить непонятные вещи, зачастую представляющие опасность для жизни окружающих. Но не сразу люди поняли, чем грозит им такое соседство. С виду тихая и вполне приличная женщина не вызывала никаких подозрений. Только позже, когда она начала бросать с пятого этажа под ноги людям стеклянные банки и баррикадировать входные двери в квартиры камнями и бытовыми отходами, соседи поняли, что живут рядом с не совсем психически здоровым человеком, и стали обходить женщину стороной.
Но, похоже, невнимание и нежелание идти на контакт со стороны соседей только раззадорили одиноко проживающую женщину. По каким причинам — непонятно, но почему-то главным объектом её агрессии стали пожилые супруги Виктор и Надежда Сырыгины. Практически каждую ночь соседка с некоторым интервалом (10–20 минут, иногда час — как ей заблагорассудится) бьёт в дверь ветеранов труда чем-то тяжёлым, надо полагать, молотком. При каждом стуке в ночи просыпается, естественно, весь подъезд и терпит безумства неадекватного человека порой до самого утра. А ведь утром людям идти на работу. И законного права на спокойный ночной сон у жителей пятиэтажки по улице Свободной нет уже больше года.
В начале ноября у гражданки Е. случилось очередное психоэмоциональное обострение. Её безумства начались с новой силой. Неистовый стук по металлической двери продолжался несколько ночей подряд. Обессилев от агрессивных нападок и безысходности найти управу на соседку, жители обратились в редакцию «УН»: «Помогите! Иначе мы все сойдём с ума!»
Жизнь как в аду
Сказать честно, после услышанных историй жутко было подниматься на пятый этаж мимо двери «террористки». Казалось, что не совсем адекватная женщина вот-вот выбежит из своей квартиры с молотком и ударит…
В день нашей встречи Надежда Степановна Сырыгина в тяжёлом состоянии ждала фельдшера скорой помощи, а её 87-летний супруг, участник трудового фронта Виктор Ксенофонтович лежал на диване — в прошедшую ночь им поспать снова не удалось.
— Что же это такое происходит? — с трудом начала свой рассказ Надежда Степановна. — Мы в этом доме со дня его постройки живём, горя не знали. В жизни никому ничего плохого не сделали, к людям всегда доброжелательно относились. Мой муж во время войны работал, голод перенёс, после всех трудностей жив остался. А теперь в старости покоя не знаем…
По словам Надежды Степановны, гражданка Е. может начать долбить в их металлическую дверь в любое время суток: днём и ночью.
— Лютовать она начинает в период полнолуния. А ведь с виду такая приличная женщина. Поговорить с ней не удаётся, двери соседка никогда никому не открывает…
Несколько раз супруги Сырыгины и другие соседи обращались за помощью в правоохранительные органы, собирали подписи для обращения в администрацию округа. Только помочь в этой ситуации им никто не берётся. Все ссылаются на действующее законодательство.
Приехавшая по вызову к Надежде Степановне фельдшер, как оказалось, с их беспокойной соседкой тоже знакома:
— У нас её все хорошо знают, она может целыми днями звонить в отделение скорой помощи и нести всякую чушь. Жаль, конечно, больную женщину, но такого человека давно пора от общества изолировать. О ней уже весь город наслышан. Люди в этом подъезде в буквальном смысле живут как в аду.
После нашей непродолжительной беседы Надежду Степановну Сырыгину увезли в реанимацию. А на мой продолжительный стук в дверь соседней квартиры, из которой каждую ночь выходит «тихая» женщина с молотком, дверь так никто и не открыл.
Закон бессилен?
Почему больше года власти и правоохранительные органы не могут защитить здравых людей от безумия? Бывает, что и за меньшее хулиганство наказывают. В этом же случае все факты преступления налицо: покорёженная дверь Сырыгиных, неоднократные заявления в полицию от жильцов о ночном шуме и хулиганских выходках соседки.
— По закону о психиатрической помощи Российской Федерации мы не имеем права принудительно лечить людей, даже тех, кто состоит на учёте у психиатра, — говорит врач-психиатр УЦРБ Евгения Канарина. — Принудительное лечение назначается только по суду. У нас в Углегорске проживает немало таких людей, которые, страдая психическими заболеваниями, своим лечением не занимаются. Хотя должны регулярно принимать по рецепту специальные препараты. В результате отказа от лечения болезнь обостряется.
По словам Евгении Анатольевны, принять на принудительное лечение гражданина с неустойчивой психикой врачи могут только по заявлению родственников. Согласно Закону РФ от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» только родные вправе лишить психически больного человека дееспособности и в будущем контролировать процесс его лечения и реабилитации.
— Жильцов, страдающих от неадекватных соседей, конечно, жаль, — сказала врач-психиатр, — но таков закон: пока не будет доказано, что действия больных людей представляют угрозу для их жизни и жизни окружающих, врачи бессильны что-либо сделать. За то, что мы принудительно положим человека на лечение в психиатрическое отделение, нас самих могут привлечь к уголовной ответственности.
В своём бессилии перед законом расписался и старший участковый уполномоченный ОМВД России по Углегорскому городскому округу капитан полиции Андрей Река:
— Эта женщина завалила нас жалобами на незнакомых людей. То ей продавец в магазине не понравится, то первый встречный прохожий лицом не вышел — сразу пишет заявления. Когда она приходит к нам с жалобами лично, мы с ней беседуем. Вроде человек всё понимает, разговаривает спокойно. А потом раз — и снова происходит эмоциональный негативный всплеск. Понятно, что человек болен. Дверь она нам никогда не открывает, а законных оснований взломать её у нас попросту нет. Решить проблему могут только родственники. В Южно-Сахалинске у этой гражданки проживает сын, в Углегорске — сёстры…
Делайте что хотите!
— Мы с сёстрами поговорили и решили: делайте с ней что хотите! — сказала по телефону корреспонденту «УН» родственница буйной гражданки. — Нам всё это давно надоело. Берите и везите её в больницу. Мы сами не знаем, что с ней делать.
К сожалению, люди, которые могут оградить земляков от агрессивных действий своей родственницы, не желают этого делать. И никто не вправе заставить их выступить заявителями в судебной процедуре по признанию её недееспособной, а далее на законном основании контролировать ход её лечения.
Круг замкнулся
Замкнутый круг получается, из которого трудно найти законный выход. До тех пор, пока не произойдёт трагедия. Ведь неизвестно, чем эта печальная история может закончиться, у кого первого сдадут нервы: у измученных соседей или… Хочется надеяться, что никто из вольно-невольно втянутых в эту трагическую ситуацию не пострадает.
…Накануне в редакции «УН» раздался звонок. Как оказалось, это была та самая «тихая» женщина с улицы Свободной, которая каждую ночь не даёт спать соседям. По ту сторону телефонной трубки раздался спокойный и вполне миролюбивый голос:
— Здравствуйте. Меня зовут… А вы знаете, как мои соседи надо мной издеваются?
А дальше из многословного потока сумбура только и удалось понять:
— Мои соседи — настоящие убийцы, которых нужно взять и удавить…
До сегодняшнего времени ночной стук молотком в дверь ни в чём не повинных людей в этом подъезде продолжается в прежнем режиме…
Снежанна Соколова
Фото автора