Этот гигант на Солнцевском угольном разрезе первый, но далеко не последний: по инвестиционной программе на предприятие поступили десять самосвалов 220-тонников, у которых только двигатель по размеру сравним с целой «газелью», а из колеса диаметром 4 метра получилась бы самая большая во дворе клумба. Стоит одно такое колесо 1 млн рублей, а всего их у БелАЗа шесть.
На покупку десяти 220-тонников Восточной горнорудной компанией затрачено 2 млрд рублей, что примерно сопоставимо с годовым бюджетом всех четырёх муниципальных образований Углегорского района. Компания является флагманом по использованию большегрузной техники на Сахалине: в её распоряжении машины грузоподъёмностью 55, 90, 130, а теперь и 220 тонн! И это притом, что на других разрезах области максимальная грузоподъёмность техники составляет не более 45 тонн. 220-тонники специалисты ВГК собирают собственными силами – до разреза гигантов доставляют в разобранном виде. По сравнению с новым самосвалом 19 БелАЗов 130-тонников, которые составляют основной парк Солнцевского разреза, выглядят, словно игрушечные. Стальной гигант управляется с помощью электроники: джойстиками и тумблерами, для лучшего обзора и безопасности он оснащён дополнительными камерами заднего вида. Кабина по уровню комфорта вполне сравнима с иномаркой.
2 февраля новый самосвал, на котором будут работать лучшие экипажи, прошёл обкатку. По словам директора разреза Игоря Ковача, грузоподъёмность машины напрямую влияет на технико-экономические показатели работы, сокращая удельные издержки: на оплату труда, расход ГСМ и пр. Разрез ежегодно наращивает добычу. В 2015-м здесь добыли 3,2 млн тонн угля, задание на текущий год – 3,5 млн тонн плюс 0,5 млн тонн допзадание.
Сахалинские угольщики находятся в более выгодном положении, чем, например, их коллеги из самого угольного региона страны – Кузбасса. Транспортное плечо для сибирских углей составляет 5 тыс. на запад и 6 тыс. на восток, да и средняя скорость доставки невелика.
При этом железнодорожный тариф, независящий от горняков, доходит в себестоимости тонны угля до 30–40 %. В этом отношении Сахалин значительно выигрывает: море рядом. Да и запасов чёрного золота хватит на ближайшие сто лет. Не исключено, как сказал руководитель разреза, что в дальнейшем на предприятии будут формироваться женские экипажи белазисток. Такая практика уже есть в Сибирской угольной энергетической компании, а также в США и Канаде. Благодаря электронной начинке управлять машиной физически не сложно: теперь белазист скорее оператор, чем водитель.
Елена Баева, фото и видео автора