В Углегорском районе зарегистрировано (именно зарегистрировано, ведь одно дело — значиться дровосеком и совершенно другое — рубить лес) 26 общественных организаций. Чем живут общественники, с какими трудностями сталкиваются, а также каковы меры поддержки, оказанные им районной администрацией в 2016 году, — эти вопросы представители законодательной и исполнительной власти, а также руководителей нескольких общественных организаций обсудили на очередном часе администрации.Начало диалогу было положено в формате довольно необычном — с претензий со стороны общественников. Хотя изначально эта часть мероприятия именовалась вполне сдержанно — «обозначить проблемы».
Первая претензия прозвучала от Алексея Криволапа, руководителя казачьей общественной организации «Станица Радонежская»: военно-патриотический клуб армейского рукопашного боя в Шахтёрске остался без помещения. Раньше тренировки проходили в спортзале горноспасательной части, однако с недавних пор начинающих бойцов потеснили боксёры, свободных мест в ДЮСШ также не оказалось.
Внимательный читатель, вероятно, удивится употреблению слова «претензия», особенно в случае, когда речь идёт о детях. Однако в интерпретации Криволапа проблема нехватки помещения звучала именно как претензия — словно власти обязаны целиком и полностью обеспечивать любые нужды общественников.
И тем не менее чиновники, понимая проблему, пытаются её решить. Так, по словам и. о. главы районной администрации Сергея Дорощука, в соответствии с недавно изданным распоряжением руководители учреждений образования обязаны обеспечить до наступления темноты доступ всех желающих в свои спортзалы. Только вот подобной альтернативой, думается, шахтёрский атаман остался недоволен: придётся ведь подстраиваться под школьное расписание, составлять списки детей, которые ходят в клуб, обновлять их и актуализировать. В общем, изрядно поработать.
К проблеме нехватки помещения «паровозом» приклеилась ещё одна — оплата труда тренера-общественника, который занимается с ребятами. Как выяснилось, возможность поощрить такого тренера имеется — и ею успешно пользуются несколько человек в нашем районе. Правда, заявлять о необходимости поощрения нужно никак не в разгар года, когда бюджет уже свёрстан и расписан.
Возмутился Криволап и тем, что вот уже который год не может добиться от районной власти 650 тысяч рублей — по его словам, эти деньги нужны для организации патриотического летнего лагеря для детей. Правда, что представляет собой летний лагерь стоимостью свыше полумиллиона рублей и на сколько человек он рассчитан, осталось за кадром. А вопросы эти, согласитесь, весьма интересные — как интересно и то, что же это за дети, именем которых Алексей Криволап спекулирует буквально в каждом предложении. Думается, в одной из наших будущих публикаций к этому вопросу мы ещё вернёмся.
Чем занимаемся? Почитайте в уставе!
Активное участие в беседе приняла также директор автономной некоммерческой организации ЦДС «Перспектива» Светлана Почкаева. По её словам, районная власть чудовищно мало внимания уделяет как самим общественным организациям, так и взаимодействию с ними. В чём именно должно заключаться взаимодействие, из разговора стало понятнее много позднее: речь шла — о, проза жизни — по-прежнему о деньгах.
По мнению Почкаевой, властям стоит более активно интересоваться сферой деятельности общественных организаций (в частности, «Перспективы» — своя рубашка ведь ближе к телу) и максимально плотно сотрудничать с ними — заказывая определённые услуги. Правда, на неоднократно озвученный вопрос, чем же именно занимается «Перспектива» и каким образом организация может быть полезна району, С. Почкаева предпочла не распространяться. При этом каждый раз она ссылалась на устав организации: мол, там всё написано. Такой ответ на предельно простой вопрос, согласитесь, комичен. Выводы поэтому напрашиваются вполне логичные: то ли руководитель не владеет информацией, чем именно занимается возглавляемая ею организация, то ли усиленно это скрывает.
Нужны реальные дела
Вообще же частотность употребления слова «деньги» (прямо либо косвенно) на часе администрации у Алексея Криволапа и Светланы Почкаевой попросту зашкаливала. Отдельные эпизоды вместо официального мероприятия напоминали театр абсурда, а на месте общественников временами виделись изворотливые дельцы, которые всеми возможными способами пытались получить заветные тысячи и даже сотни тысяч рублей. Дошло до того, что кто-то из зала, не выдержав, в сердцах посоветовал Криволапу и Почкаевой всё же почитать определение сочетания «общественная организация». По всей видимости, предположил оратор, даже с первыми страницами собственных уставов эти руководители не знакомы.
Поэтому — небольшой ликбез: общественная организация — это неправительственное негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей; такая организация — некоммерческий сектор экономики, созданный не для извлечения прибыли.
Читатель думающий на это, конечно, возразит: воплотить в жизнь стoящую инициативу на одних лишь общественных началах, без финансовых вливаний властей и бизнеса, — задача изначально провальная. И будет практически прав. Однако не стоит забывать, что в первую очередь любая общественная организация создаётся исключительно добровольно, для совместной реализации каких-либо общих интересов. И власть, и бизнес наверняка всегда пойдут навстречу: главное — в «арсенале» организации должно быть максимум реальных и полезных дел, а не пустых обещаний и «перспективных проектов» (читай — болтологии. — Прим. авт.).
Кстати, то, насколько некоторые общественные организации Углегорского района готовы не только брать от района, но и отдавать ему, хорошо иллюстрирует небольшой эпизод часа администрации.
— Давайте соберём руководителей всех наших общественных организаций, например в РДК «Октябрь», — предложила Наталья Пашегорова, руководитель УМОО «Афалина». — Каждый выйдет на сцену и презентует жителям района свою организацию и свои проекты. Уверена: людям эта информация будет интересна. Вполне возможно, многие даже не подозревают, чем мы занимаемся, и, соответственно, не могут поучаствовать в каких-то наших проектах.
Идею подобной самопрезентации поддержал и Валентин Головин, руководитель поискового отряда «АвиаПоиск». А вот Алексей Криволап и Светлана Почкаева «выйти из тени» наотрез отказались.
Странно, неужели им нечего рассказать широкой публике о том, что хорошее они уже сделали, и поделиться новыми идеями?
…И немного цифр
А теперь — о «недостаточности» финансовой поддержки общественных организаций Углегорского района.
Так, в рамках поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Углегорском районе проходит конкурс социальных проектов — на предоставление муниципальных грантов. В 2016-м конкурс выиграли три организации: «АвиаПоиск», «Станица Радонежская» и «Станица Георгиевская» — каждая получила по 106 тыс. рублей на реализацию проектов, связанных с историей Отечества и патриотическим воспитанием.
Кроме того, в прошлом году из районного бюджета были выделены по 300 тыс. рублей на проведение военно-исторической реконструкции боя в селе Ударном (проект «АвиаПоиска») и обустройство казачьего подворья «Станицы Георгиевской».
В 2016-м администрация Углегорского района также оказала финансовую поддержку в размере 37 тыс. рублей на размещение участников турнира по рукопашному бою в гостинице. Мероприятие, напомним, состоялось в Шахтёрске и было проведено «Станицей Радонежской». Кроме того, получила «Станица Радонежская» поддержку от администрации и на проведение Крещения в Надеждино — не только денежную, но и в виде техники.
И всё это — только на районном уровне.
…В контексте вышеизложенного вспоминается почему-то Диоген. По преданию, известный древнегреческий философ бродил по людным местам Афин, средь бела дня освещая себе путь зажжённым фонарём. На вопросы, для чего нужен фонарь, Диоген неизменно отвечал: Hominem quaero! («Ищу человека!»). Столь эпатажной выходкой он подчёркивал, что в современном ему мире найти человека, в полной мере достойного этого звания, крайне сложно.
Ознакомившись с материалами часа администрации, автору эти строк также захотелось пройтись по Углегорскому району с фонарём: где вы, дела, о которых так кричат некоторые общественники?
Маша Миронова
Фото Алексея Пудовкина