С наступлением сезона сбора урожая на огороды и дачные участки местных землевладельцев снова начали наведываться воры. И если некоторые безработные бездельники таким образом пытаются прокормиться, то другие – хорошо заработать.
Самый дорогостоящий продукт на рынках в последние две-три недели – клубника. В среднем 1 литр этой ягоды в Углегорском районе стоит 300 рублей, большое ведро – около 2500 рублей. Продав 4 ведра ягод, можно заработать 10000 рублей за один день! Эта возможная выгода и толкает бессовестных людей на воровство. К тому же по факту дачных краж потерпевшие редко обращаются в полицию, так как считают, что раскрывать такие дела у нынешних правоохранителей нет либо желания, либо возможностей. Ощущение безнаказанности окрыляет воров…
Галина с мужем два десятка лет выращивают урожай на своём дачном участке в с. Ударном. С плантации клубники ежегодно собирают хороший урожай: наедаются сами, угощают отборной ягодой родственников, заготавливают клубнику на зиму, часть продают, чтобы компенсировать затраты на бензин для машины.
В прошлом году неизвестные дважды полностью обобрали их участок с клубникой: по подсчётам дачников, собирали воры по четыре больших ведра за один визит. Тогда хозяева оценили ущерб в 20 тыс. рублей. Но это ещё не самое печальное. Людям, вкалывающим на грядках или хотя бы раз в жизни работавшим на сельхозполях, не нужно рассказывать, какой это тяжёлый труд: посадить урожай, регулярно полоть и поливать грядки. После нашествия воров дачники страдают не меньше тех, у кого обокрали, скажем, квартиру. И в первом, и во втором случаях ущерб оценить можно – и материальный, и моральный. Отчего же тогда о квартирных кражах люди сообщают в полицию, а о дачных – нет? В ОМВД по Углегорскому району рассказали, что за 2015 год поступило лишь одно заявление о краже урожая (и то по делу, о котором сегодня пойдёт речь). Как так? На огородах моих соседей и знакомых воруют постоянно… И все молчат?! А ведь Уголовным кодексом РФ за кражу предусмотрено лишение свободы сроком до пяти лет.
Сергей, мой давний знакомый, сетует: «Опять на даче клубнику украли…» «Заявление в полицию писать будешь?» – спрашиваю. «А что толку? – отвечает. – Никого не поймают. А я только время потеряю».
28-го июля этого года дачный участок Галины снова посетили незваные гости, которые обобрали всю плантацию клубники, итого около 4-х вёдер. В этот же день хозяева дачного участка установили две фотоловушки на своём огороде и сообщили о видеонаблюдении нашей редакции.
31-го июля, ранним утром, хозяйка участка и все, кто следил за развитием этой истории (в том числе и журналист «Углегорских новостей»), наблюдали на экране телефона кадры с изображением плантации клубники, на которой очень быстро снимали урожай двое неизвестных, мужчина и женщина.
Мы выехали в Ударный, по пути принимали MMS на телефон, которые отправляла фотоловушка, и видели, как лихо двое справляются со сбором урожая: худощавый мужчина собирал клубнику с двух рядков, а молодая женщина сразу с четырёх, причём по скорости она лидировала. Она-то и упёрлась головой в фотоловушку, камера сняла ещё несколько портретов крупным планом, после чего была замечена и сорвана. Убегающую пару зафиксировала вторая камера, два больших ведра были наполнены почти доверху.
Когда мы прибыли на дачный участок, незваных гостей уже и след простыл, они унесли с собой вёдра с клубникой, а также украли дорогостоящую фотоловушку.
В этот же день Галина заявила о краже в полицию, приложив фотографии, снятые камерой, а также чек на её приобретение, на что ушло совсем немного времени. Оказалось, сотрудникам полиции эти двое уже хорошо известны. Они уроженцы села Ударного, проживающие сейчас в Углегорске, до недавнего времени состоявшие в законном браке. Подозреваемая гражданка Е. призналась в том, что вместе с бывшим мужем посещала ранним утром указанный дачный участок, в этот же день фотоловушка у неё была изъята. Клубнику, с её слов, они уже продали.
Кстати, гражданка Е. не бедствует, на так называемые заработки ездит на собственном автомобиле. А потерпевшей в дочери годится! Насколько бессовестными нужно быть, чтобы грабить пенсионеров, которые трудятся, нет, пашут (!) на огородах, выращивая для пропитания урожай?!
В тот же день подозреваемая нагрянула к потерпевшей, дабы уговорить её не доводить это дело до суда. Гражданке Е. были известны фамилия, имя, отчество и место, где можно найти потерпевшую. Откуда у неё такие сведения, можно только догадываться! Как итог, подозреваемая дважды посещала Галину, доведя её своими визитами до нервного срыва.
А ведь вполне может случиться так, что подозреваемым содеянное сойдёт с рук. Далеко за подобными примерами ходить не надо.
Четыре года назад 70-летний пенсионер, который много лет держит огород в черте города Углегорска, поймал-таки молодого вора за руку! А его за это избили ногами двое взрослых: мужик и баба (по-другому и не скажешь), так что потерпевший потерял сознание, ударом женского каблука был поврежден глаз, который впоследствии ему оперировали… В полицию было написано заявление, преступники найдены. Но дело повернули так, что потерпевший чуть ли не сам стал подозреваемым в нападении на вора. У пенсионера не было сил на тяжбы, до суда дело так и не дошло.
В прошлую пятницу на дачный участок жительницы Углегорска Маргариты через забор забрался неизвестный. Он начал что-то искать среди грядок, но хозяйка спугнула его своим криком. После этого случая родственник Маргариты решил помочь ей, предложив установить защиту от воров – капканы.
На что только не идут дачники, чтобы уберечься от противозаконных посягательств. Неверие людей в правосудие толкает их на самосуд! Как так получилось, что потерпевшие берут на себя функции следователей, пытаясь самостоятельно «вычислить» преступников?! А порой дачники хватаются за оружие! Если правоохранительная система не будет выполнять свои функции, то люди станут искать свои способы защиты, пытаясь самостоятельно с помощью капканов или ружей решить проблему. Если государство не защищает граждан от преступных посягательств, то люди начинают защищать себя сами.
Так самосуд всё-таки или правосудие? Мы не за безнаказанность, и тем более не за самосуд. Мы – за правосудие. Поэтому обязуемся тщательно следить за ходом следствия и информировать наших читателей о работе правоохранительных органов по этому делу.
Жанна Артёмова
Фото сделано фотоловушкой потерпевшей