В Углегорском районе продолжают происходить вопиющие случаи пользовательского, на наш взгляд, отношения крупного угольного бизнеса бюджетными средствами.
Открытие новой водостанции в Никольском — событие далеко не планетарного масштаба. Однако благодаря редакции «Углегорских новостей», которая на протяжении более трёх лет следит за этой проблемой и информирует жителей, это событие стало резонансным и вышло на областной уровень. Тем самым ощутимо ускорив, как мы видим, темпы работы местной власти.
Никольское — село, которое сейчас находится ближе всех к Солнцевскому угольному разрезу. Угольщики обещают, что разрез, который движется в сторону села, поглощать его на своём пути не собирается. Наоборот — остановится в законных 500 метрах от него.
Впрочем, как мы неоднократно фиксировали, жизнь сельчан тут УЖЕ невыносима: от постоянных взрывов, потоков углевозов и грязной воды.
Совсем плохо с водоснабжением в селе стало в феврале 2019-го, когда областная асфальтированная дорога в районе Никольского лопнула. Порядка двух сотен человек остались без воды. Тогда-то людям и пообещали новый водопровод. Не из ручья Майского, который бежит с территории Солнцевского разреза, а из скважин через дорогу. Ждут его никольцы вот уже более трёх лет. Всё это время из сельских кранов периодически идёт нечто, мало похожее на воду. Жители уверены: всему виной Солнцевский разрез, что бы ни говорили представители власти.
Стоимость новой водостанции по проекту — 169,5 млн рублей. Плюс ещё около 17 млн понадобилось в процессе строительства. Итого водостанция обошлась казне в сумму более 186 млн бюджетных рублей.
В общем-то, классическая для Углегорского района схема: гадят, очевидно, угольщики, сбрасывая в реки технологические стоки. А исправляет ситуацию почему-то власть, причём за бюджетный счёт. Только вдумайтесь, каков размер потраченных средств на исправление проблемы. 186 миллионов! А ведь это деньги налогоплательщиков, то есть населения.
Подобное расходование бюджетных денег преимущественно для блага угольщиков, как нам известно, уже было. Речь об асфальтировании дороги от Шахтёрска до офиса ВГК в Ударном. Напомним, бюджету эта дорога обошлась в 172 млн рублей!
Работы по строительству нового водозабора в Никольском скоро должны завершиться. По официальной информации, вот-вот. В соцсетях мэра Цуканова и губернатора Лимаренко появились ликующие тексты о грядущем разрезании ленточки.
А на вопрос пользователя: «Можно ли озвучить сумму средств, потраченных на новый водозабор для Никольского?» власти даже не сочли нужным ответить. И ни слова в их красивых пресс-релизах о том, кто виноват в плохом качестве воды в Никольском. И почему на исправление проблемы тратятся бюджетные деньги.
Только за 2021 год в Углегорском районе ВГК добыла примерно 10 млн тонн угля, практически всё продано за границу. При средней цене угля в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2021 году порядка 150 долларов за тонну доход ВГК только за один год (2021-й) составил примерно 100 миллиардов рублей. Для сравнения: весь бюджет Углегорского района в 2021 году составил всего 3,4 миллиарда рублей.
Вместо того чтобы за собственный счёт решить вопрос с водоснабжением целого села, эту историю снова повесили на бюджетные плечи. От себя угольщики «добавили» несколько рабочих на завершающем этапе строительства. И пару раз предоставили тяжёлую технику. По всей видимости, в понимании угольщиков это и есть тот самый социально ответственный бизнес, о котором они трубят при любом удобном случае: вложить свои «три копейки», чтобы продолжать зарабатывать сотни миллиардов!
Только вот бюджетные траты в 186 млн и нескольких пар рабочих рук от ООО «Ремонтные механические мастерские» (учредитель Олег Мисевра, председатель Совета директоров Восточной горнорудной компании) — вещи несопоставимые.
Вот, например, аналогичная история. Случилась она не так давно, в 2021 году. 31 августа, напомним, Углегорск и Ольховка внезапно остались без воды — из-за аварии на фильтровальной станции. По официальным данным ЖКХ, мутность воды в реке Углегорке достигала 130 мг/дм3. А вот в реке Тарасовке, которая течёт с Солнцевского разреза и впадает в Углегорку, — 9000 мг/дм3. Нужно ли говорить, кто виноват в остановке БФС, которая просто не смогла справиться с такой чудовищно грязной водой?
Угольщики ситуацию не исправили, а всего лишь «помогли» с ремонтом фильтровальной станции. За «помощь» в устранении аварии на БФС работникам РММ вручили даже благодарственные письма областного министерства ЖКХ. А чуть позже мэр Цуканов вручил всё тем же работникам РММ и ещё одну награду — памятные знаки губернатора в честь 75-летия региона. С формулировкой «за значительный вклад в развитие области».
Какой «вклад» угольная структура ВГК вносит в развитие Углегорского района, знает каждый житель. Только вот за это не награждать надо, а совсем наоборот. Иначе — как в известной сказке получается, где шиворот-навыворот были не только имена людей, но также их поступки и даже мысли.
Не удивимся, если за каплю так называемой помощи на стройке водозабора мэр Цуканов снова будет вручать грамоты угольщикам.
Как долго ещё Углегорский район будет оставаться Королевством кривых зеркал?
Алина Голоскок
Иллюстрация caricatura.ru