Директор из Шахтёрска купилась на угрозы телефонного голоса

Телефонное мошенничество, как эпидемия, накрыло Углегорский район. Злоумышленники под предлогом внезапных напастей звонят руководителям бюджетных организаций и заставляют, например, пополнить свой баланс на круглую сумму. В этой битве криминала и здравого смысла на стороне добра уже есть и пострадавшие, и победители.

Директору одного из учреждений Шахтёрска позвонили вчера утром, 7 октября. Неизвестный представился следователем Сергеем Владимировичем Журавлёвым. Затем он попросил секретаря соединить с начальником, судя по всему, нашёл информацию в интернете.

— «Следователь» сказал, что в отношении нашего сотрудника собираются возбуждать уголовное дело, и назначил встречу на 12:00. Мужчина сообщил, что уже провели разыскные мероприятия, есть видео, подтверждающее виновность работника организации. Он предложил помощь, чтобы информация об инциденте не попала в СМИ. В 11:40 лжеследователь позвонил и рассказал, что на месте работает комиссия из Генеральной прокуратуры, надо купить хорошие конфеты, желательно «Коркунов» или «Рафаэлло», чтобы в грязь лицом не упасть. Ссылаясь на занятость и загруженность работой, попросил на телефоны «коллег» положить деньги, только обязательно в салоне связи МТС. Причём просил сохранить чеки на оплату и конфет, и услуг сотовой связи: «Деньги вам вернём», — рассказывает героиня, пожелавшая остаться анонимной.

Узнав от «следователя» номера и собираясь зачислить по 3000 рублей каждому, у нашей собеседницы пелена с глаз спала. Так недавно обманули её знакомых — руководителей учреждений в Южно-Сахалинске: они купили конфеты и шампанское, пополнили чужой баланс.

Директор-аноним всё-таки дошла до салона сотовой связи. «Девочки, меня сейчас чуть на деньги не развели!» — сказала женщина сотрудницам салона. А они огорошили: сегодня одна жертва у мошенников уже есть. Жительница Шахтёрска перевела крупную сумму на номер телефона и только после этого опомнилась, пошла писать заявление в полицию.

Создатели мошеннической схемы — отличные психологи. Сначала они пугают собеседника. Уголовное дело на сотрудника предприятия — это позорное пятно, пересуды в маленьком Шахтёрске, возможные неприятности для руководства. Позвонив, преступники создали нужный информационный фон.

Затем жертву надо расположить к себе. Фраза «Я помогу вам» — и злодей становится другом. Он всё равно принесёт проблемы, но по долгу службы без особого рвения. «К вам претензий нет, мы же все люди». У «разводимого» появляется надежда на ошибку или другой вариант благополучного разрешения ситуации.

Финальный шаг — заставить собеседника платить деньги. Тут в ход идут мелкие, но убедительные штрихи. «Обязательно возьмите чек, купите хорошие конфеты, мы вам вернём все деньги», — забалтывают они жертву. Мошенники знают номер её мобильного телефона (в наше время узнать контакты публичной персоны нетрудно), адрес опорного пункта полиции и хорошо ориентируются в населённом пункте (опять информация из интернета). Кроме того, они убедительно владеют терминами и специфическим жаргоном сотрудника органов правопорядка, например не скажут про уголовное дело, что его «завели». Опасный для жуликов момент: когда испуганный руководитель хочет уточнить, кто из сотрудников попал в жернова правосудия. Можно, конечно, назвать, например, кого-то давно уволенного, но опытные мошенники уходят от скользкой темы: «Всё при встрече». Потерпевшего постоянно держат в напряжении, часто перезванивают, плотно «ведут» до момента получения денег. Человеку просто не дают задуматься и осознать, что это «развод»!

По данным правоохранителей, телефонным мошенничеством чаще всего промышляют обитатели СИЗО и колоний. Это и звонки якобы из службы безопасности банка, компаний («Вы выиграли приз»), от детей («Мама, я сбил человека»), и СМС типа «По ошибке перевела вам деньги, верните». Скорее всего, прибыль лиходеев в нашем районе на этот раз была немалой.

«Углегорские новости» напоминают читателям: любые звонки от лжеследователей или лжепрокуроров — это обман. Сотрудники правоохранительных органов приглашают граждан повесткой и уже тем более не просят положить деньги на баланс или купить коньяк. Работники банков никогда не звонят своим вкладчикам и не попросят назвать код из СМС или цифры на оборотной стороне карты. Суперприз в игре, в которой вы не участвовали, — это вообще живой пример поговорки о бесплатном сыре в мышеловке. Будьте критичны и не верьте мошенникам. Помните: шансы вернуть ваши деньги крайне невелики.

Юрий Максимов