91-летняя Раиса Тюфякова из Углегорска рассказала, как она людей лечила

В свой 91-й день рождения, 7 января, Раиса Григорьевна Тюфякова из Углегорска затеяла окрошку: «Давно себя не баловала!» А ещё по случаю своего праздника достала из старинного шифоньера, которому не меньше полувека, необыкновенно красивую наволочку и заправила в неё подушку. Яркие цветы на белоснежной ткани женщина вышила собственноручно ещё в прошлом веке. В те далёкие годы она работала медицинской сестрой в посёлках лесозаготовителей Ударный, Приозёрный и Нагорный, которые располагались в нескольких десятках километров от Углегорска.

Более всего Раиса Григорьевна любит рассказывать о своей работе. Ей есть, что вспомнить. Ведь в своё время она спасла многих. А вот про годы войны вспоминает только со слезами…

Военное детство
То, что в 1952 году молодая девушка из Воронежской области получила возможность приехать на Сахалин и работать здесь, для неё, дочери погибшего фронтовика, и её семьи стало настоящим спасением. Разгромленный и сожжённый фашистами дотла край долго не мог оправиться после Великой Отечественной.

— Я не помню, чтобы во время войны ела хлеб, его просто не было, — вспоминает Раиса Григорьевна. — С жадностью срывали и ели кору с деревьев, в ход шла любая трава: лебеда, перекати-поле. Из неё делали лепёшки и ели сырой. За трудодни мне выдавали несколько мешков шелухи от семечек — ею мы топили печь и могли хоть как-то обогреться.

После победы Рая (в девичестве Коваленко) с мамой, младшими братьями и сёстрами ещё долго жила в полуразрушенном от бомбёжек доме, где вместо крыши был настил из картофельной ботвы. Бывало, на занятиях падала в голодные обмороки. Руководители местного медицинского училища пожалели девушку: после его окончания при распределении направили работать на Сахалин, где по тем временам жизнь была сытной.

Рая, мы тебя ждали!
Из Ильинского в Углегорск юная медсестричка прибыла на лесовозе, сидя на брёвнах. В районной больнице молодого специалиста быстро оценили — толковая. Так и сказали: «Рая, такую работящую, как ты, мы ждали!» И нагрузили работой по полной: Раиса одновременно работала медсестрой в детском отделении, процедурном и зубном кабинетах, ещё обходила больных на закреплённом участке и подрабатывала на скорой.

Неизвестно, как бы сложилась её трудовая деятельность дальше, но медсестру приметил молодой работник лесоучастка Михаил Тюфяков и в 1957 году увёз девушку в качестве жены в отдалённый посёлок Приозёрный. Они думали, что уехали на время, а вышло — на долгую жизнь. Почти 40 лет Раиса Григорьевна лечила жителей закреплённых за ней посёлков, между которыми расстояние почти 10 километров.

— К больным часто спешила ночью — пешком да по бездорожью, бесстрашной была. Работала за всех врачей: за терапевта и хирурга, помогала во время родов. Всяко приходилось: было и страшно, и тяжело.

Крёстная мама
Некоторые жители Углегорского района своим рождением, а возможно, и жизнями обязаны сельской медсестре Рае Тюфяковой. Экстремальных историй, связанных с рождением детей, у Раисы Григорьевны в запасе немало. Если бы не её бесстрашие, смекалка и профессиональная грамотность, неизвестно, чем бы закончились роды многих жительниц отдалённых участков района.

— Два дня Маша Тихонович мучилась схватками. А на улице была страшная пурга, дороги нет, телефонная связь пропала, скорую не вызвать. Роды оказались очень тяжёлыми: на свет появились два мальчика. Потом я долго за Машей ухаживала, со временем она поправилась. Как-то я видела этих двойнят в Углегорске — уже сами отцами стали.

Или вот ещё случай из тех же 60–70-х годов. В пургу повезла Раиса Григорьевна роженицу Марию Макарову в Углегорск. По пути машина застряла, дальше проезда не было. Медсестра несколько километров практически ползла с беременной женщиной по глубоким сугробам, поддерживала будущую маму, учила правильно дышать.

— Только-только доползли до больницы, что была в районе бумкомбината, как у Маши начались роды. Успели! Родился здоровенький мальчик, Валерой назвали.
Благодаря умелым рукам сельской медсестры появились на свет ребятишки в семьях Марии Заболотской, Елены Харковенко и ещё во многих других.

Всех излечила!
Несмотря на суровые условия работы, Раиса Григорьевна даже не думала уезжать из Приозёрного. Она продолжала лечить земляков, даже когда в 1992-м ушла на пенсию, потому что фельдшера в селе не было.

— Как я могла людей бросить, ведь никто из медработников там работать не хотел! Многие, бывало, поработают чуть-чуть и бегут туда, где условия для жизни легче. Я порой при лучинах глубокие раны зашивала и роды принимала без элементарных условий и инструментов, в полевых условиях.

Гордится Раиса Григорьевна, что за почти сорок лет работы в посёлках лесозаготовителей никто из её пациентов не умер, всех вылечила. А ещё гордится тем, что, как только встала на Сахалине на ноги, начала зарабатывать, подкопила денег и первым делом поехала на малую родину. Там она наконец покрыла крышу на доме родных настоящим кровельным железом…

Снежанна Соколова
Фото автора и из архива Раисы Тюфяковой

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ