Шахтёрский «айсберг»: на что РКЦ тратил бюджетные деньги?

Весеннее солнце топит на Сахалине последний снег. Но даже оно вряд ли справится с ледяной горой. Эта история про один шахтёрский «айсберг».

В январе 2020-го в Шахтёрске заработал филиал муниципального Единого расчётно-кассового центра. На первый взгляд, проходное событие. Для тех, кто не привык рассчитываться за коммуналку по интернету, изменилось немногое. По сути — только адрес, где теперь нужно оплачивать счета-квитанции. Раньше платежи принимали в ООО «Расчётно-кассовый центр» на Ленина, 14. Сейчас это делают в МУП «ЕРКЦ» на улице Мира, 8.

Возможно, история не получила бы продолжения, если бы не один вопрос. Вообще всё интересное всегда начинается с вопроса. В нашей истории он звучит просто: почему? Почему муниципалитету понадобилось открыть в Шахтёрске филиал ЕРКЦ, тем самым «подвинув» частную компанию — РКЦ?

* * *

В ноябре 2014 года в Шахтёрске было зарегистрировано новое юридическое лицо —
ООО «РКЦ». По данным системы «СПАРК», в качестве основного вида деятельности общества значится «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе». Звучит витиевато, но на самом деле ничего сложного.

Вместо того чтобы содержать собственный штат специалистов для работы со своим жилфондом, муниципалитет поручает это специализированной организации. Её бухгалтеры начисляют плату за жилое помещение и коммунальные услуги, кассиры принимают платежи, юристы составляют договоры и представляют интересы владельца жилфонда (в нашем случае муниципалитета) в суде. Естественно, за эту работу организации положено вознаграждение. Это если совсем коротко.

Так, по договору, заключённому между районным комитетом по управлению муниципальной собственностью и ООО «РКЦ», компания начисляла и собирала с населения Шахтёрска плату за социальный и коммерческий найм муниципального жилья. Полученные деньги ООО должно было затем перечислять каждый месяц в районную казну. И получать за это фиксированное вознаграждение — 5 % от собранных сумм. Но…

За 2017-й, 2018-й и 2019-й годы в бюджет муниципалитета от РКЦ не поступило ни копейки. При этом деньги с населения компания всё это время, логично предположить, исправно собирала. А вот каким образом ими распоряжалась? Большой вопрос. Вероятно, вряд ли они лежали мёртвым грузом. Ведь деньги, которые не используют, не только не приносят доход, но напротив — приводят к убыткам, например из-за инфляции.

Как компания может воспользоваться чужими средствами? Предположим, разместить бюджетные деньги на депозите в банке. И получать каждый месяц прибыль в виде процентов с депозита. Или инвестировать в высоколиквидные финансовые продукты, например акции или краткосрочные обязательства. А может, кто-то воспользовался этими деньгами в личных целях в качестве беспроцентного кредита?

Разобраться в этих вопросах должны компетентные органы. Мы в свою очередь лишь констатируем очевидное: в течение почти трёх полных лет ООО «РКЦ» нарушало условия договора и не перечислило с января 2017-го по ноябрь 2019-го в бюджет ни копейки собранных с населения денег. По данным районного КУМС, речь идёт о сумме почти в 10 миллионов рублей!

Лишь в декабре 2019-го РКЦ, назовём это так, бросил кость: перечислил в бюджет
2 358 214 рублей 47 копеек. В чьих карманах осела остальная сумма — загадка. При этом, рассказали в углегорской администрации, получить ответ на этот интересный вопрос не так-то просто. Контролировать деятельность ООО муниципалитет не имеет права. Прийти с проверкой в компанию могут только компетентные органы, например прокуратура. Это, кстати, её прямая обязанность, когда речь идёт о бюджетных средствах.

Впрочем, «трюк» с муниципальными деньгами в «послужном» списке ООО «РКЦ», похоже, не единственный любопытный эпизод. По информации редакции, не менее интересны и судебные тяжбы, в которых фигурирует указанная компания. А ещё — история с областной субсидией в 2015 году, выделенной министерством ЖКХ для погашения задолженностей некоторых граждан за потреблённые ресурсы. Счёт там, кстати, шёл на десятки миллионов рублей.

Открытие филиала муниципального ЕРКЦ — своеобразный вотум недоверия местной власти к ООО «РКЦ». Основания для этого, как видим, довольно серьёзные.

Судя по всему, история с бюджетными деньгами — только верхушка шахтёрского «айсберга».

«Углегорские новости» просят считать эту публикацию официальным обращением в прокуратуру и правоохранительные органы.

Маша Миронова

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ