Читатели «Углегорских новостей» бьют тревогу: населённые пункты района оккупируют растущие по численности собачьи стаи. Бродячие псы грызутся на детских площадках, кормятся у мусорных контейнеров, шумно «отмечают свадьбы». В Углегорске и Шахтёрске своры из нескольких десятков животных поделили дворы и улицы на зоны обитания.
Вот что пишут в редакцию жители: «дети боятся идти в школу», «меры не принимаются», «собаки бросаются на учеников шахтёрской школы № 2», «чего ждём — когда начнётся пора гона и звери станут ещё агрессивнее?» и так далее.
Дворы — их место
Проблема обостряется с каждым месяцем. По данным биологов, взрослая собака может принести помёт дважды в год по 5–6 щенков. Уже в годовалом возрасте выжившие самки готовы рожать. Помойки с объедками, сердобольные сограждане, охота на кошек и крыс не дают им умереть с голода. Неизбежные болезни и несчастные случаи существенно не уменьшают поголовье бродячих псов. Их становится всё больше.
Месяц назад на Итурупе уличные собаки набросились на дошкольника, его пришлось экстренно эвакуировать в детскую областную больницу на борту санавиации. Двумя месяцами ранее на острове с трудом спасли от бродячего пса 6-летнюю девочку. Нападения одичавших животных на прохожих постоянно регистрируют в большинстве сахалинских городов. В 2011 году в Холмске случилась трагедия — собаки буквально разорвали мальчика 5 лет во дворе дома, где он жил.
Защищая «свою» территорию или пребывая в возбуждённом состоянии во время периодов гона, бродячие псы нередко нападают на людей. Если взрослый может отбиться или убежать, слабые — старики и дети — не всегда.
Безответственный закон
Претензии к муниципальной власти у жителей района обоснованы, но лишь отчасти. При всём желании очистить улицы от одичавших собачьих стай местные чиновники не смогут. С нового года вступил в силу Федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными» с новыми правилами игры. Его долго ждали, но уже сейчас многие считают ошибочным и даже преступным.
Главный минус документа — законодательное закрепление принципа ОСВВ: «отловили — стерилизовали — вакцинировали — выпустили». ФЗ запрещает усыплять здоровых отловленных животных, даже агрессивных и опасных. Тех собак, которых после стерилизации и вакцинации не отвезут на старые места обитания, нужно содержать в приютах «до наступления естественной смерти».
Специалисты-кинологи и биологи оценивают принятый закон как несущий «катастрофические последствия». Его авторы, пойдя на поводу у зоозащитников, предпочли не заметить очевидных недоработок. Фактически узаконены собачьи стаи. Даже видимость контроля над популяцией бродячих псов теперь исчезнет.
Итог ОСВВ
Небогатые муниципалитеты не в состоянии позволить себе содержание приютов — собрав сотню-другую животных, они будут закрыты для приёма. Как следствие, своры с улиц никуда не денутся. А для эффективного снижения их рождаемости надо одновременно стерилизовать не меньше 75–80 % сук. ОСВВ, говорят эксперты, не используется ни в одной из развитых стран, где поголовье бродячих собак держат под контролем. Работает только схема «отлов — содержание в течение двух недель — усыпление тех, кого не забрали».
К сожалению, в новом ФЗ нет и никаких механизмов контроля за безответственными владельцами собак, выкидывающими их на улицу. Да и биологи говорят: такие животные крайне редко пополняют своры. Они не умеют добывать пищу, отражать агрессию, легко становятся жертвой болезней, их попросту не принимают бродячие сородичи.
Сахалинский областной закон «О безнадзорных животных», который с 2013 года регулировал проблему, был лишён некоторых недостатков федерального. Хотя в нём тоже содержались требования ОСВВ, он, по крайней мере, разрешал ликвидировать злобных животных на месте или при доставке в пункт передержки. Благодаря закону за эти годы бригады отловщиков работали во всех районах региона, в том числе Углегорском. И, несмотря на то, что денег на регулирование численности выделялось немного, это позволяло немного улучшать ситуацию.
Печальные перспективы
Теперь это невозможно. В ответе администрации Углегорского городского округа на запрос редакции говорится, что муниципалитет в настоящее время лишён возможности регулировать численность бродячих псов. Прежние подрядчики, которым новый закон добавил обязанностей, отказываются работать. Выполнять задание заказчика за 1 млн рублей в год невозможно, говорят они. Аукцион на оказание услуг по отлову безнадзорных животных в этом году уже объявляли дважды, однако даже потенциальных участников не нашлось.
Администрация округа пытается решить проблему на месте. Так, идут переговоры «с потенциальным исполнителем услуги по организации на территории округа приюта», говорится в ответе администрации. Как стало известно редакции, речь идёт об индивидуальном предпринимателе из Углегорска. Основной зарегистрированный вид его деятельности, из открытых источников в интернете, — ветеринарная.
«В настоящее время им определяются перечень необходимых мероприятий по организации приюта, стоимость оказываемых услуг, сроки проведения работ. После внесения конкретных предложений план организации приюта будет внесён на рассмотрение в министерство ЖКХ Сахалинской области с целью получения субсидии на работу приюта. После получения денежных средств и оборудования приюта у округа появится предусмотренная законодательством возможность регулировать численность животных без владельцев», — гласит ответ из администрации.
Более конкретной информации у нас пока нет. Однако к этой проблеме мы ещё вернёмся. Вероятно, когда станут известны результаты переговоров администрации с углегорским предпринимателем.
Юрий Максимов
Фото, видео читателей