Первый православный храм в Углегорском районе возвели жители Нояси (Лесогорск) в 1905 году

Когда Анатолию Грехову управляющий Южно-Сахалинской и Курильской епархией епископ Аркадий предложил стать настоятелем прихода в Углегорске, он пришёл в смятение, растерялся. Раздумывал год, прежде чем дал своё согласие. Принять столь ответственное и судьбоносное решение Анатолию Леонтьевичу помог… пророк Иоанн Предтеча.

– Креститель Иоанн Предтеча пришёл ко мне во сне и благословил на сан священнослужителя.

Так 22 года назад у прихода Рождества Иоанна Предтечи в Углегорске появился первый настоятель.

Начало
…Сегодня в Лесогорском вам никто не укажет место, где стояла старая православная церквушка. Старожилы села и то, если знают о ней, – только понаслышке. От первого православного храма на территории Углегорского района не осталось и следа. Но он всё-таки был, и данный факт подтверждают архивные данные.

Время японской оккупации: в здании православного храма в Ноёси расположилась полиция. Фото из фондов углегорского краеведческого музея

Несмотря на разное социальное положение жителей Нояси (Лесогорск), в начале ХХ века их всех объединяла одна общая проблема – отсутствие церкви и священника. Крещение детей, смерть, национальные религиозные праздники требовали присутствия православного пастыря. И представители ближайших православных приходов с материка примерно раз в год навещали ноясинцев: «…Батюшка в последний раз был здесь ещё перед войной, в 1903 году».

Согласно данным углегорского краеведческого музея, к 1905 году, перед самым началом Русско-японской войны, жители Нояси всем миром за счёт казны возвели в селении высокую бревенчатую церковь. «Здание получилось большим – 4х5 саженей в плане». Вот только освятить церковь не успели – помешала война. До наших дней не дошли сведения, имя какого святого люди хотели дать храму.

В ходе боевых действий летом 1905 года пострадали многие храмы Южного Сахалина. А те, что уцелели в селениях Владимировка (будущий Южно-Сахалинск), Галкино-Враское (Долинск), Кресты (Долинский район) и Нояси, остались без присмотра, были почти полностью разграблены и постепенно разрушались: «В некоторых из них размещались японские учреждения. Церковные колокола японцы поснимали и приспособили для своих нужд – на железнодорожных станциях и пожарных вышках».

Но, судя по копиям фотографий, сохранившимся до наших дней, на русской православной церкви в Нояси колокола установить даже не успели. Заботу об оставшемся православном населении Карафуто (Южный Сахалин) взяла на себя русская духовная миссия в Японии, которая во время войны поддержала правительство этой страны. В августе 1909 года в ставшее японским селение Ноёси (японский вариант названия) приехал русский православный священник – епископ Сергий, в миру Сергей Тихомиров, с 1931 года – митрополит японский. Позже в своей книге «На Южном Сахалине», опубликованной в 1914 году, он подробно изложил свой взгляд на жизнь и быт русской общины в Ноёси: «…В глубине долины, на значительном расстоянии от берега, раскинулась русская деревня. Вот издали выделяется новенькое здание церкви… но горько разочаровывает меня японец: теперь это уже не храм Божий, а всего лишь временное помещение «кейсацу» (полиции)…»

В начале 50-х годов здание бывшей церкви использовалось городским отделом милиции под склад овса для ведомственных лошадей. «К этому времени ни маковки, ни креста на нём не было». Потом его приспособили пожарные для стоянки своей грузовой машины. Позднее церковь обустроили под смотровую вышку и сушку пожарных рукавов.

Сруб первого храма, который так и не выполнил своего главного предназначения – стать намоленным местом для православных, был разобран в конце 60-х. Старожилы утверждали, что брёвна были добротными и могли прослужить ещё достаточно долго.

И только через 110 лет христиан Углегорского района вновь объединил православный храм – Владимирской иконы Божией Матери, который распахнул свои двери для верующих в октябре 2014 года.

Батюшка
Тихий, смиренный человек, располагающий людей на душевные откровения – таким является протоиерей углегорского храма отец Анатолий, в миру Анатолий Леонтьевич Грехов.

Протоиерей углегорского храма отец Анатолий. Фото из архива редакции

Родился он 16 февраля 1943 года в Новосибирской области в семье крестьян, людей глубоко верующих. Его дед, Василий Шлыков, много лет был священнослужителем в одном из храмов области. И даже когда Василий Виссарионович ушёл на покой, за помощью к нему обращались не только простые односельчане, но даже представители власти. Вот как вспоминает об этом Анатолий Леонтьевич:

– Один год после окончания Великой Отечественной войны выдался засушливым, совхозный урожай погибал. Тогда к дедушке обратился управляющий совхозом и попросил провести службу. Жители деревни взяли в руки иконы, сделали крестный ход с молитвой вокруг села, и вскоре пошёл дождь. Это было настоящим чудом.

Дедушка оказал большое влияние на воспитание внука, заложил в него искру Божью. Но глубокая и трепетная вера в Бога не помешала мальчику быть общительным, не отдалила его от сверстников. Толя Грехов вместе с друзьями вступил в октябрята, потом в пионеры, был активным комсомольцем. После школы окончил вечерние отделения Новосибирского индустриального техникума и института, затем возглавил коллектив абонентского отдела энергетического предприятия в Новосибирске.

Впервые на Сахалине Анатолий Грехов побывал с супругой Людмилой в начале 90-х. Говорит, что буквально влюбился в необыкновенно красивую природу Углегорского района, в его жителей. И через некоторое время семья переехала жить в Углегорск.

Здесь отец Анатолий нашёл единомышленников по вере – шесть человек, которые создали костяк православной общины в городе.

– В начале 90-х годов на весь Сахалин было всего два священника, один из них служил в Шахтёрске, – вспоминает отец Анатолий. – Наша община решила попросить епископа, чтобы он направил священника и в Углегорск. На что епископ Аркадий ответил: «Их нет» – и предложил выбрать среди своих.

Так в 1994 году жителя Углегорска Анатолия Грехова епископ Южно-Сахалинский и Курильский рукоположил в дьяконы, а через два дня – в священники.

Первую воскресную службу в Углегорске отец Анатолий провёл 27 октября в бывшем актовом зале горкома партии Углегорска.

– На стенах висели не иконы, а плакаты с изображением святых и Иисуса Христа. Не было лампад и подсвечников. На первые службы приходило не больше десяти человек.

По крупицам собирали прихожане церковную утварь, и не сразу жители города решались зайти на литургию: присматривались, прислушивались к мнению друг друга, прежде чем раскрыть свои души на исповеди у углегорского батюшки.

Божественная литургия в честь Рождества Христова в углегорском храме Владимирской иконы Божией Матери. Фото из архива редакции

…Прошло 22 года. В приходе Шахтёрска за это время сменилось 11 священнослужителей, последний из них покинул свой приход 8 лет назад. После этого каждую пятницу и субботу вечернюю и утреннюю службы ведёт протоиерей Анатолий. Среди недели батюшка спешит к верующим в Краснополье, а в выходные дни заутренняя служба и воскресная литургия проходит для прихожан в Углегорске. Отец Анатолий с сочувствием выслушивает исповеди земляков и наставляет их на путь истинный, помогает людям не отчаиваться в трудные минуты. В год основания в приходе Рождества Иоанна Предтечи была открыта детская воскресная школа. Прихожане ведут большую благотворительную работу: посещают детский дом, собирают вещи и игрушки для многодетных семей.

Возрождение: Христос Воскрес!
Близится Пасха. Православные христиане её будут отмечать 1 мая. В послевоенные годы для маленького Толи Грехова этот праздник был самым любимым – несмотря на непосильные налоги, которыми облагали жителей деревень, «нам обязательно хоть по одному крашеному яичку, но доставалось, и это было счастьем». В ту пору голодные ребятишки ели досыта только на Пасху.

На Пасху же будущий священнослужитель усмотрел первое в своей жизни чудо:

– Мне было лет пять-шесть: в день этого светлого праздника я взглянул на восходящее солнце и увидел вокруг него яркую радугу. Затем на небесном светиле появился православный крест. Я это воспринял как великое чудо.

И сегодня, готовясь к своей 22-й пасхальной службе в Углегорске, батюшка верит, что чудо вновь обязательно произойдёт:

– Потому что чудо – это сам человек. Это его душа, наполненная Верой, Надеждой и Любовью.

Снежанна Соколова

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ